Религии
Религиозная ситуация в Албании также не однозначна. СМИ устойчиво даётся представление об албанцах, как о мусульманских фанатиках. Но это далеко не так: среди албанцев есть и православные, есть и католики, есть и мусульмане. Скорее всего, есть национальный экстремизм и в меньшей степени религиозный.
Большинство населения, как в начале века, так и сейчас исповедует ислам. Но ситуация постоянно меняется.
В 1945 мусульманство исповедовало 70% населения, православие – 20% (преимущественно тоски, жившие близ границы с Грецией, на южном побережье и в городах) и католичество – 10% (геги, проживавшие на севере в районе Шкодера). Но уже по данным на 2000 г., мусульманство исповедовало 38,8% населения, католичество, по разным оценкам, – от 13,32% до 16,7%. К разным ветвям православия принадлежали 16,1% верующих, из них ок. 10,4% были последователями албанской автокефальной православной церкви.И около 11,8% верующих относились к другим конфессиям, включая многочисленные протестантские течения. Не считали себя верующими 16,6% населения.
Что интересно: в 1967 г. число католиков было - 7% и составляло около 130 тыс. чел. Можно говорить о христианизации страны на современном этапе, а не о росте исламистских настроений.
Традиционно север Албании находился больше под влиянием католицизма, центр страны был наиболее исламским регионом (отсюда параллель к Косово), а юг тяготел больше к византийской культуре – православию.
Многими исследователями ещё в начале прошлого века отмечался своеобразный эклектизм и пантеизм в религиозных воззрениях албанцев. Традиционный ислам в Албании также несёт на себе этот отпечаток. Несмотря на то, что изначально в этой стране насаждался традиционный суннитский ислам, здесь получили широкое распространение суфийские (дервишеские) религиозные ордена. Наиболее массовым был дервишеский шиитский орден – бекташийя (бекташи)