В местечке Эль-Амра (к северу от Асьюта) располагаются руины столицы Египта (Новое царство) - Ахетатона, построенной фараоном "еретиком" - Эхнатоном.
Центральную часть города занимали главный дворец и главный храм.
Наиболее значительные храмы Ахетатона: Большой Храм Атона («Дом Атона в Ахетатоне»), имевший несколько составных частей: «Дом ликования Атона», «Сень Ра жены фараоновой великой Нефертити - жива она!», «Восходит Атон»; «Двор Атона» - личный храм семьи фараона, расположенный во дворце неподалёку от личных покоев Аменхотепа IV, «Проводы Атона на покой» - храм вечерних богослужений, где главной жрицей была сама Нефертити.
Вокруг дворца располагались административные ведомства: "Дом жизни", где изучались, переписывались и составлялись тексты различного содержания; "Бюро писем фараона" - дипломатическое ведомство, в котором хранился огромный архив корреспонденции, поступавшей ко двору Аменхотепа III и Аменхотепа IV от царей Митаннии, Вавилона, Ассирии и от многочисленных вассалов - правителей городов Палестины, Финикии, Сирии.
Загородные дворцы (Мару-Атон и др.) представляли собой комплексы зданий с садами, прудами и зверинцами. Декор дворцов и храмов - росписи, рельефы с инкрустацией и позолотой, многоцветные фаянсовые облицовки.
К востоку от Ахетатона - скальные гробницы царя и знати.
В городе работали такие древнеегипетские скульпторы и архитекторы, как - Пареннефер, Тутмес, Мен; Бек, сын Мена, Юти.
Для древнеегипетского искусства этого периода характерны утончённость и чувственность в изображение людей и природы, в нарушение классических канонов древнеегипетского искусства.
В ахетатонском искусстве впервые в истории Египта появляется пейзаж, прославляется красота природы. Многие залы дворца были расписаны в пейзажном стиле.
В противовес многовековым традициям монументализма и идеализации изображаемого, ахетатонские рельефы, скульптуры, росписи были подчёркнуто натуралистичны и наполнены динамикой. Новый стиль с его особенностями возник как декларативное провозглашение разрыва с традициями и наглядное средство борьбы с прошлым.
В искусстве Древнего Египта традиции ахетатонского периода укрепились прочно: на более поздних рельефах, фресках и статуях отчётливо прослеживается влияние искусства Ахетатона.
Большинство находок хранится в музеях Каира и Берлина.
Сохранились руины дворца с храмом Атону и жилых помещений.