Индуизм / Шиваизм и шактизм
Шиваизм - условное обозначение системы ритуально-мифологических воззрений и культов, связанных с одним из главных божеств индуизма - Шивой.
Истоки мифологического образа Шивы восходят к протоиндийской (хараппской) цивилизации. В генетическом предшественнике этого периода были заложены две контрастные характеристики - эротизм и аскетизм, которые на протяжении последующих столетий были отличительными чертами индуистского Шивы.
В ведийский период прямым предшественником Шивы было зловещие стихийное божество - Рудра. Однако, культ Рудры-Шивы в ведах выявлен слабо, причём он засвидетельствован в наименее арианизированных регионах Индии.
Цитадель Шивы - дравидоязычный юг Индии.
Для своих приверженцев Шива - великий единый Бог, который объемлет собой всю Вселенную, прибывая в ней и во всём сущем. Вездесущий бог проявляется в пяти главных манифестациях и потому часто изображается пятиликим.
Шиваизм сложился как значительное самостоятельное направление в индуизме, противопоставляющее себя вишнуизму.
Шива как бог разрушитель вошёл в триаду главных индуистских богов вместе с Брахмой - творцом Мира и Вишну - его хранителем.
Для шиваитов же он - не только разрушитель мира, но и его творец и создатель.
Всё большую роль стала играть супруга Шивы, выступающая под разными именами - Кали, Ума, Дурга, Парвати. Женское начало - Шакти, стало самостоятельным элементом культа и требовало своих обрядов, священных текстов, способов медитации. Шакти имеет практически неисчислимый диапазон проявлений: от активного безличного универсального женского творческого принципа до множества конкретных женских божеств.
Символ единения Бога (Шивы) со своей Шакти - Ардханари, единое существо, соединяющее в себе женское и мужское начала, наполовину мужчина, наполовину женщина.
Есть собственно шиваистские (общие с шактистами) священные тексты - агамы и пураны.
В качестве жертвоприношения Шиве подносят "пять даров коровы": молоко, масло, простоквашу, мочу и навоз, а также пепел и листья растения бильва.
Чаще всего Шива почитается в виде фаллического символа - "линги". Он истолковывается как символ не только плодородия, но и творческой мощи бога.
Важной часть шиваистских богослужений является ритуальный танец. В прошлом с танцами, исполнявшимися в честь Шивы, был связан институт храмовых танцовщиц - "девадаси".
Комплекс обрядов и культов, связанных с поклонением мужскому и женскому началу, известен под названием тантра. Как правило, это тайные обряды совершаемые в честь тёмной богини Кали, олицетворяющей разрушение и смерть.
Некоторые обряды посвящённые Шиве находятся под запретом в Индии: в частности праздник Тайпусам, посвящённый сыну Шивы Субраманиану, отмечается шиваитами за пределами Индии - в Малайзии и Сингапуре.
Самый значительный праздник шиваитского цикла - Шиваратри (Ночь Шивы). Он празднуется шиваитами каждое новолуние, но особенно торжественно - в 13-ю ночь тёмной половины месяца магха (январь-февраль). Главный ритуал праздника - осыпание лингама листьями бильвы. В ряде областей почитание линги сопровождается экстатическими плясками и оргиями.
Отличительный внешний признак шиваитов - горизонтальные полосы и трезубец, которые они наносят на лоб и тело; иногда покрывая себя пастой из пепла.
Самые значительные храмы посвящённые Шиве - храм танцующего Шивы-Натараджи в Дамбараме (Тамилнад) и Кедарнатх в Гималаях.
Наиболее известные шактистские храмы Индии - храм Дурги и Кали в Калькутте, храм Дурги в Майсуре, храм Минакши в Мадураи.
Численность последователей Шивы - 198 млн. чел. (25% индуистов). Шиваизм особенно широко распространён в штатах Тамилнад, Орисса, Ассам, среди индуистов Джамму и Кашмир.