Вишнуизм - принятое обозначение течения, объединяющего системы ритуально-мифологических воззрений, культов и сект, связанных с одним из центральных божеств индуизма - Вишну.
Вишнуизм как самостоятельное направление в индуизме оформилось примерно в 5 - 7 вв.
Его истоки восходят к Ведам, а иногда и к более архаичному протоиндийскому периоду.
В Ведах Вишну - незначительное божество, один из соратников Индры в его демоноборческих подвигах.
Его главное дияние - "три шага", которыми он охватил мироздание.
Начиная с брахманического периода роль Вишну возрастает. Он начинает отождествляться с жертвоприношением, как с одной из космогонических сил.
В Упанишадах (завершающая часть Вед) намечается связь Вишну с идеалом конечного освобождения от тягот бытия.
Наиболее подробно этот переход отображён в эпосе Махабхарата, где мифологический образ Вишну становится сложным и многоплановым, становясь божеством общеиндийского масштаба.
В сферу его культа втягиваются различные локальные божества и верования.
Они становятся "аватарами" (воплощениями) Вишну.
В Бхагават-пуране называются 24 аватары, из них наиболее популярны 10: в виде рыбы, черепахи, вепря, человеко-льва, карлика, Парашурамы (легендарный брахман-воитель), Рамы, Кришны, Будды, Калки.
Главный смысловой мотив всех аватар - освобождение земли от груза грешников и поддержание праведников. Основные концепции аватар отражены в Бхагавад-Гите - ключевом тексте индуизма.
На рубеже новой эры складывается религиозная доктрина бхагаватизма. На смену безличному Абсолюту - началу и основе вселенной приходит личностный бог, к которому адепт испытывает всепоглащающую эмоциональную привязанность.
Важной частью стало почитание аватар, особенно Рамы и Кришны.
Вишнуитские общины были открыты для всех и отменяли кастовые запреты. Но, как правило, отмена соблюдалась лишь во время некоторых ритуальных церемоний. В целом же разобщённость и замкнутость общин уподобляла их кастам.
Основная форма почитания божества у вишнуитов называется "пуджа". Пуджа обычно совершается перед освящённым изображением божества.
Она начинается с гимнов и жестов, приглашающих Вишну или его аватару. Затем изображению подносят воду и ароматические вещества, его украшают цветами, воскуривают благовония, раскачивают светильники ...
В качестве жертвоприношения приносят еду и цветы. Угодными Вишну и всему кругу божеств с ним связанных считается деревце туласи.
Равнозначным пудже считается исполнение прославляющих божество гимнов.
Первостепенное значение придаётся "джапе" - повторению имени божества или соответствующей мантры (магического заклинания).
Священными для вишнуитов являются чёрные камни - "шалаграмы" (аммониты, речная галька, окаменевшие ракушки); они считаются воплощениями самого Вишну.
Бхакти
Эмоциональная преданность адепта (бхакти) Вишну и его основным аватарам получило культовое оформление и вылилось в самостоятьельное направление в вишнуизме.
Оно зародилось на дравидийском юге в 8-9 вв. и известно главным образом благодаря культовой поэзии 12 поэтов-альваров.
Созданный ими грандиозный поэтический комплекс "Налайира тиввияп пирабандхам" (Божественный гимн из 4 тысяч стихов) стал своеобразной "вишнуитской ведой". В их культовой поэзии содержится ряд теологических и философских идей.
Многие храмовые ритуалы и праздники в Южной Индии до сих пор сопровождаются пением гимнов альваров.
Северное бхакти, зародившееся позже южного (примерно 14-15 вв.), в своей основе имело почитание двух аватар - Рамы и Кришны.
Особенно значимым в последующей истории вишнуизма было влияние проповедника - гуру Рамануджи (12 в.)
Его последователями были Рамананда и Кабир (15 в.)
Поэт-мистик Кабир, как и все бхакты, отрицал значение внешней обрядности: общение с божеством целиком вовлекалось в сферу эмоциональных переживаний, мистических озарений.
Бог дарует освобождение от уз сансары, откликаясь не на ритуальный жест, а на зов любящего и преданного сердца бхакта.
Наиболее адекватной и угодной Богу формой проявления религиозного чувства считалась песня или гимн (киртаны и бхаджаны).
Из вишнуитских храмов наиболее известны два храма - "Вишну на змее Шеше" в Тамилнаде и Керале.
Большая часть вишнуитских храмов посвящена Кришне.
Общая численност сторонников Вишнуизма - около 70% всего индуистского населения Индии (примерно 500 млн. чел.).
Вишнуиты преобладают в большинстве индийских штатов: Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Гуджарат, Андхра-Прадеш и др.