Перейти на карту мира (главную страницу)... Перейти на региона мира... Контакты с администрацией сайта...

Индия

Население

Религии

Индуизм / Вишнуизм

Вишнуизм - принятое обозначение течения, объединяющего системы ритуально-мифологических воззрений, культов и сект, связанных с одним из центральных божеств индуизма - Вишну.

Вишнуизм как самостоятельное направление в индуизме оформилось примерно в 5 - 7 вв.

Его истоки восходят к Ведам, а иногда и к более архаичному протоиндийскому периоду.

В Ведах Вишну - незначительное божество, один из соратников Индры в его демоноборческих подвигах.

Его главное дияние - "три шага", которыми он охватил мироздание.

Начиная с брахманического периода роль Вишну возрастает. Он начинает отождествляться с жертвоприношением, как с одной из космогонических сил.

В Упанишадах (завершающая часть Вед) намечается связь Вишну с идеалом конечного освобождения от тягот бытия.

Наиболее подробно этот переход отображён в эпосе Махабхарата, где мифологический образ Вишну становится сложным и многоплановым, становясь божеством общеиндийского масштаба.

В сферу его культа втягиваются различные локальные божества и верования.

Они становятся "аватарами" (воплощениями) Вишну.

В Бхагават-пуране называются 24 аватары, из них наиболее популярны 10: в виде рыбы, черепахи, вепря, человеко-льва, карлика, Парашурамы (легендарный брахман-воитель), Рамы, Кришны, Будды, Калки.

Главный смысловой мотив всех аватар - освобождение земли от груза грешников и поддержание праведников. Основные концепции аватар отражены в Бхагавад-Гите - ключевом тексте индуизма.

На рубеже новой эры складывается религиозная доктрина бхагаватизма. На смену безличному Абсолюту - началу и основе вселенной приходит личностный бог, к которому адепт испытывает всепоглащающую эмоциональную привязанность.

Важной частью стало почитание аватар, особенно Рамы и Кришны.

Вишнуитские общины были открыты для всех и отменяли кастовые запреты. Но, как правило, отмена соблюдалась лишь во время некоторых ритуальных церемоний. В целом же разобщённость и замкнутость общин уподобляла их кастам.

Основная форма почитания божества у вишнуитов называется "пуджа". Пуджа обычно совершается перед освящённым изображением божества.

Она начинается с гимнов и жестов, приглашающих Вишну или его аватару. Затем изображению подносят воду и ароматические вещества, его украшают цветами, воскуривают благовония, раскачивают светильники ...

В качестве жертвоприношения приносят еду и цветы. Угодными Вишну и всему кругу божеств с ним связанных считается деревце туласи.

Равнозначным пудже считается исполнение прославляющих божество гимнов.

Первостепенное значение придаётся "джапе" - повторению имени божества или соответствующей мантры (магического заклинания).

Священными для вишнуитов являются чёрные камни - "шалаграмы" (аммониты, речная галька, окаменевшие ракушки); они считаются воплощениями самого Вишну.

Бхакти

Эмоциональная преданность адепта (бхакти) Вишну и его основным аватарам получило культовое оформление и вылилось в самостоятьельное направление в вишнуизме.

Оно зародилось на дравидийском юге в 8-9 вв. и известно главным образом благодаря культовой поэзии 12 поэтов-альваров.

Созданный ими грандиозный поэтический комплекс "Налайира тиввияп пирабандхам" (Божественный гимн из 4 тысяч стихов) стал своеобразной "вишнуитской ведой". В их культовой поэзии содержится ряд теологических и философских идей.

Многие храмовые ритуалы и праздники в Южной Индии до сих пор сопровождаются пением гимнов альваров.

Северное бхакти, зародившееся позже южного (примерно 14-15 вв.), в своей основе имело почитание двух аватар - Рамы и Кришны.

Особенно значимым в последующей истории вишнуизма было влияние проповедника - гуру Рамануджи (12 в.)

Его последователями были Рамананда и Кабир (15 в.)

Поэт-мистик Кабир, как и все бхакты, отрицал значение внешней обрядности: общение с божеством целиком вовлекалось в сферу эмоциональных переживаний, мистических озарений.

Бог дарует освобождение от уз сансары, откликаясь не на ритуальный жест, а на зов любящего и преданного сердца бхакта.

Наиболее адекватной и угодной Богу формой проявления религиозного чувства считалась песня или гимн (киртаны и бхаджаны).

Из вишнуитских храмов наиболее известны два храма - "Вишну на змее Шеше" в Тамилнаде и Керале.

Большая часть вишнуитских храмов посвящена Кришне.

Общая численност сторонников Вишнуизма - около 70% всего индуистского населения Индии (примерно 500 млн. чел.).

Вишнуиты преобладают в большинстве индийских штатов: Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Гуджарат, Андхра-Прадеш и др.

Туристические центры Индии
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100