Амбонцы наиболее развитой и многочисленный народ Молуккских островов. Численность их составляет 600 тыс. чел., из них 350 тыс. на Молукках (Амбонские о-ва и юго-запад Серама), 35 тыс. в Нидерландах.
Самонозвание оранг-амбон. Принадлежат к колониальным этносам; сложились в 16 - 19 вв. в результате консолидации местного торгового этноса хитуанцев, иммигрантов индонезийского, европейского и смешанного происхождения.
С 16 века установились связи с европейцами: в начале с португальцами, а с 17 века с голландцами.
Участвовали в голландском завоевание Малайского архипелага, что обеспечило им привилегированное положение в Индонезии.
Голландская колониальная администрация фактически выделила амбонцев среди других индонезийских этносов, рассчитывая на их поддержку в осуществлении своей политики на всем архипелаге в целом. Причем, постепенно это отношение голландцев стало распространяться и на амбонцев-мусульман. Одновременно амбонских солдат активно привлекали к подавлению восстаний против голландцев других этносов, что не могло не вызывать со стороны последних соответствующего отношения. Постепенно за амбонцами на архипелаге закрепилась кличка "черные голландцы".
Они одевались в европейские одежды, ходили в церковь, увлекались европейскими песнями и танцами и, что очень существенно, в отличие от других местных этносов не испытывали по отношению к белым чувства неполноценности.
Современные амбонцы - один из наиболее развитых индонезийских народов, участвуют в формировании индонезийской интеллигенции.
Основное занятие - товарное производство гвоздики и мускатного ореха, добыча саго, рыболовство, разнообразные ремёсла, многие служат в армии, управленческом аппарате.
Традиционные сельские поселения имеют линейную планировку, расположены в основном на берегу.
Традиционное жилище наземное (в прошлом свайное), каркасно-столбовое.
Сохраняется традиционная сельская община - негри, возглавляемое старостой (раджой), которая разделяется на территориально-родственные группы, объединяющие патрилинейные роды (мата-рума).
Конфессиональные группы эндогамны. В тоже время традиционно сохранялось мирное сосуществование христиан и мусульман амбонцев.
"Многие христианские и мусульманские общины связаны узами традиционного союза "пела" (что на амбонском означает "друг" или "побратим", и часто христиане отправляются к своим пела-мусульманам помогать строить мечеть, рассчитывая что и те, в свою очередь, помогут им в постройке церкви" - писал А.М.Членов в 60-х г. 20 века.
Межконфессиональный конфликт на Амбоне, начавшийся в 1998 г., первоначально затрагивал христиан-амбонцев и мусульманских выходцев с других островов Индонезии, впоследствии разразился и между самими амбонцами.
Современная мужская одежда европейского типа, по праздникам носят короткие кофты-баджу.
Женщины носят розовые и голубые саронги и белые баджу длиной до колен, пожилые женщины - чёрные муаровые длинные платья, туфли с загнутыми носами.
Амбонцы сохранили многие традиционные ремёсла - гончарное, кузнечное, производство оружия (ножи-паранги и щиты-салаваку), строительство парусных судов - арумбай, резьба по перламутру и черепаховому панцирю, изготовление поделок и моделей кораблей из бутонов гвоздики.
Из полосок пальмового листа изготовляют прекрасные короба разных размеров, раскрашенные в красный, жёлтый, чёрные тона и орнаментированные мелкими ракушками, а также плетение ширм и циновок с аппликациями.
Развит музыкальный фольклор, вобравший в себя многое из европейской музыкальной культуры: амбонская кадриль, песни-лагуамбон, исполняемые под аккомпанемент скрипки и гавайской гитары, распространённые по всей Индонезии.
Из традиционных музыкальных инструментов помимо гонгов, барабанов и флейт на Амбоне известна так называемая "эоловая арфа". Это кусок бамбукового ствола, в каждом колене которого сделано несколько отверстий разного размера.
Инструмент втыкают в землю, и ветер исполняет роль музыканта.
© При использовании материала ссылка на сайт обязательна!