"Жемчужиной из жемчужин" называют в Индонезии Бали. Этот небольшой остров славится необычайно яркой национальной культурой своего населения.
Образ жизни
Ростом балиец немного выше яванца, кожа его чуть светлее; женщины балийки стройнее яванок, чему способствует распространённый на Бали обычай ношения грузов на голове.
Основное занятие балийца - рисоводство.
Спускающиеся террасами по склонам гор рисовые поля-савахи - наиболее примечательная часть балийского пейзажа.
Балийцы занимаются, кроме того, животноводством, птицеводством, а также выращиванием растений для светских и религиозных праздников.
Каждая усадьба - это комплекс зданий под двускатными соломенными или пальмовыми крышами.
На участке находится несколько жилых построек: для хозяина и хозяйки дома, их детей, родителей; хозяйственных сооружений. Все постройки свайные.
Самое почитаемое место - семейный храм, посвящённый духам предков и богам, кроме того, есть ещё несколько святилищ и жертвенников.
Общинная организация на Бали сохранилась значительно лучше, чем на Яве; называется она также деса.
Для неё характерно наличие многих подразделений, выполняющих строго определённые функции.
Важнейшую роль играет субак - традиционная организация владельцев савахов, пользующихся водой из одного общего источника и совместно решающих все вопросы землепользования и орошения.
Для балийцев характерно чувство солидарности. Оно особенно проявилось в системе взаимопомощи - "готонг-ротонг".
Это система общественных повинностей, к которым относятся тяжёлые работы на рисовых полях, строительство домов, помощь безработным, ремонт общественных зданий, сбор средств нуждающимся семьям, сиротам и старикам.
Сохраняется сословно-кастовая система - тривангса, слившаяся с местной системой титулов.
Семья малая. Имущество наследует младший сын. Распространены кросскузенные браки.
Кухня
Основная пища балийца - рис с приправами. Едят свинину, домашнюю птицу, фрукты.
Деликатесом считается мясо кабанов, летучих мышей, крупных ящериц. Употребляют в пищу различных насекомых.
Традиционная одежда
Балийцы почти повсеместно носят батиковые каины и саронги, хотя сами батик не выделывают, а ввозят его с Явы.
Традиционно верхняя часть тела у мужчин и женщин обнажена, но в последнее время женщины постепенно оставляют этот обычай. Девушки нередко носят волосы распущенными. Используют много украшений - серьги цилиндрической формы, цветы и прочее.
Праздничные наряды удивительно торжественны: здесь и парча, и батик, и шёлк, и драгоценные украшения, и традиционные крисы; на головах у женщин - короны и диадемы из цветов.
Религия
Бали - один из не многих очагов индуизма в Индонезии. Балийский вариант индуизма принято называть - хинду-бали.
У балийцев поклонение богам пришедшим из Индии - Шиве, Брахме, Вишну и другим - сосуществует с поклонением силам природы (отцу-небу, матери-земле, богине риса), почитанием духов предков и верой в демонов.
На Бали все имена и атрибуты Вишну перешли к Шиве, в культ вошли многие буддийские элементы.
Балийские храмы - а их на небольшом острове более 20 тысяч - это прежде всего место празднеств; при храмах есть труппы професиональных танцовщиц.
Жизнелюбие и чувство слияния с природой проявляется даже в похоронных обрядах балийцев.
Балийцы кремируют умерших, полагая, согласно индуистскому учению о перевоплощении, что душа освобождается от бренного тела и очищается в огне. Затем душу ждёт новая жизнь, но уже в другой оболочке, причём характер нового воплощения души всецело зависит от земного поведения умершего.
Искусство
Пожалуй, мало где в мире искусство так органично входит в жизнь народа, как у балийцев.
Едва ли не каждый балиец - танцовщик, музыкант, резчик.
Одно из самых неповторимых зрелищ — балийские танцы с множеством исполнителей в национальных костюмах. Это театрализованные представления, общий смысл которых основан на вечной борьбе «добра и зла». Самые величественные и популярные из них — это массовый танец "Кечак" (Keсak) и "Танец криса", или "Баронг" (Barong-Kris).
«Кечак» танцуют около 150 исполнителей, иллюстрирующих эпизод из эпоса Рамаяна, где группа обезьян, под предводительством Ханумана, пытается спасти похищенную Ситу (Dewi Shinta) из когтей царя ракшасов Раваны.
В былые времена ритмичным повторением слова "кетьяк" мужчины доводили себя до состояния транса. Лишь сравнительно недавно обряд одержимости уступил место балету на темы "Рамаяны".
Больше похожий на психодраму, танец Баронг в прошлом имел значение особой очистительной от различных несчастий церемонии. Своё первозданное значение этот культ сохранил лишь в отдельных деревнях.
"Танец криса" - часть большой драмы, основанной на одной из индийских эпопей. В ней борются символы добра и зла, действие церемонии неотвратимо ведёт к столкновению этих двух могущественных сил. Главный персонаж драмы Баронг, представляет собой мистическое животное, похожее на льва, сражающегося со злой колдуньей Рангдой.
Оркестр - гамелан- задевает за живое звуками своих ксилофонов, музыка взывает не столько к чувствам, сколько к телу.
Сухое треньканье музыки всё сильнее бьёт по нервам зрителей. Актёры, исполнители драмы, раздражаются жутким смехом, хриплые голоса звучат устрашающе, лица искажают гримасы; персонажи больше смахивают на фантастических монстров.
В конце представления актёры от отчаянной внутренней борьбы бросаются всем телом на острие криса. Кинжал сгибается, но на теле не выступает ни капли крови!
Художественные ремёсла
Резьбой по камню и дереву украшены жилища и бесчисленные храмы острова. Резная деревянная скульптура балийцев - гордость многих музеев мира, как и балийская многофигурная и колористически яркая живопись.
Высокого уровня достигла художественная обработка металла, особенно изготовление крисов.
Кинжал-крис - это символ силы и могущества. Лезвие символизирует душу, ножны - тело. В прошлом оружейник пользовался большим общественным престижем: его звали "кьяй", то есть мастер, господин.Изготовление криса часто сопровождалось чтением эпических поэм. Кузнец был одновременно поэтом и шаманом.
Для изготовления часто использовалось метеоритное железо содержащее никель. На наковальне отбивали вместе две железных полосы, пока она не становилась однородной массой. После этого мастер с помощью мышьяка или уксуса вытравливал никель, и на лезвии выступал извилистый узор.
Изображение на крисе призвано усилить действенность оружия. Как правило, на лезвиие изображали змею.
Очень своеобразна особая балийская техника окраски тканей - "икат" ("узел"). Участки тканей не подлежащие окраске, собирают в узелки, обвязывают их влагонепроницаемыми растительными волокнами. Затем ткань красят. Края неокрашенных участков получают расплывчатые очертания из-за подтекания краски, а сама ткань становится бугорчатой.