Традиции и культура яванцев
Образ жизни
Яванцы - исконные земледельцы. Главной сельскохозяйственой культурой является рис. До сих пор в деревнях яванцы поклоняются богине риса - "Деви Сри" (Деви Шри).
Вся Ява - это огромное рисовое поле, разделённое дамбочками-переходами на безчисленные квадраты, треугольники, полоски. Поле пашут лёгким деревянным плугом с металлическим сошником и без отвала. Тягловой силой служат буйволы или быки.
Здесь широко развито рыбоводство: на заливных рисовых полях разводят "золотых рыбок" (разновидность карпа), что является хорошим подспорьем небогатым крестьянским семьям.
В некоторых районах для перевозки грузов разводят маленьких, чуть больше пони, лошадей. Почти в каждом хозяйстве есть куры, утки, гуси.
Население прибрежных районов занято рыболовством. Чаще всего используется лодка-долблёнка на 2-4 человека с одним или двумя балансирами; есть и более крупные, сшитые из досок лодки человек на двадцать.
Жизнь крестьянина яванца проходит в "десе" - деревне (общине). Общины сохранились в большинстве районов, населённых яванцами. Полноправными общинниками считаются только крестьяне, имеющие "савах" - дом в деревне и участок при нём. В деревне сильны общинные традиции - "готонг-районг".
Брак и семья
Яванцы живут в моногамном браке, хотя ислам разрешает иметь до 4-х официальных жён. Положение мужа и жены в семье равноправные.
Свадьбы празднуются очень пышно.
Отец жениха держит инициативу. Платится петукан (выкуп). Брак оформляется в мечети. Предпочтительны браки с дочерью брата матери, между троюродными кузенами. Не одобряется сорорат и левират.
Во время праздничной трапезы совершаются различные церемонии, характерные, впрочем, для большинства народов Индонезии: жених и невеста едят из одной тарелки, их осыпают рисом. После трапезы - традиционные танцы, а иногда и театральное представление.
До появления первого ребёнка молодые живут в доме родителей жены, потом обзаводятся собственным домом, обычно на усадьбе родителей мужа.
Браки, особенно когда детей нет или их мало (по-индонезийским понятиям!), расторгаются легко: в среднем среди мусульман на каждые два брака приходится один развод.
Разведённые супруги обычно делят детей между собой. Пять и более детей - самое обычное явление.
Женщина имеет право по истечении месячного срока вступить в новый брак.
Детей очень любят и никогда не наказывают. Имя ребёнка неоднократно меняется: после серьёзной болезни или несчастного случая, так как считается, что связанные с неудачным именем злые духи оставят ребёнка.
Дети обозначаются не по полу, а по поколению, каканг - старшие брат и сестра, ади - младшие брат и сестра. Чтобы уточнить пол, добавляется слово лананг (мужчина) или ведок (женщина).
Сословная иерархия и этикет
У яванцев долго сохранялась сословная иерархия: рабочие и крестьяне относились к низшему сословию - "вонг чилик"; сословие "сантри" включало торгово-ремесленные слои и мусульманское духовенство; "прийяи" - чиновники и интеллигенция; "ндара" - аристократия.
По имени взрослого яванца можно определить его классовую принадлежность: аристократы и представители высшего чиновничества имеют сложные фамилии - Нотосусанто, Правирохарджо, или прибавляют к своему имени дворянскую частицу - "нинграт" (Джайядининграт, Кунчаранинграт).
Поведение яванца, сунда, балийца подчинено принятым правилам этикета. При разговоре необходимо выбирать должное обращение и стиль речи, жесты должны быть сдержанными, а поза строго определённой.
Младший никогда не начинает первым разговор со старшим и никогда не перебивает его.
Традиционная одежда
Одежда жителей крупных городов - обычного современного европейского покроя в его тропическом варианте.
Традиционная же одежда, которая черезвычайно живописна, сохраняется главным образом в деревне; в городах её можно увидеть в основном на женщинах.
В сельской местности и мужчины и женщины носят батиковый "каин" - длинное полотнище многоцветной ткани, обёртываемое вокруг бёдер наподобие юбки. Каин, концы котрого сшиты так, что получается цилиндр, называется "саронг".
Верхняя часть тела прикрыта у мужчин прямозастёжной курткой с рукавами. На голове - чёрная бархатная шапочка - "пичи"; яванцы особо преданные традициям, носят батиковый платок, уложенный в виде плотно прилегающей шапочки (подобие пилотки).
Женщины помимо каина или саронга носят "кембен" - полосу ткани, плотно обёртываемую вокруг груди, или лиф с низким вырезом, а также "кебайю" - короткую распашную кофту с длинными рукавами; обязателен "сленданг" - длинный платок, перекинутый через одно плечо: им можно прикрыть голову, в нем носят маленьких детей.
Во время сельскохозяйственных работ на голову одевают широкие конические шляпы, сделанные из саломы.
Женщины любят разнообразные украшения, в том числе и живые цветы, которые они прикладывают к волосам.
Ремёсла
Яванцы прекрасные мастера во многих видах ремёсел.
Всемирной славой пользуется яванский батик.
На белую ткань мастером наносится сложный рисунок. Изготовление куска многокрасочного батика занимает около месяца. Орнамент прежде имел строго канонизированное значение.
Заслуженной славой пользуются яванские ювелиры, особенно джокьякартские.
Большого искусства достигли яванские кузнецы. Они изготовляют разнообразные сельскохозяйственные орудия. Но всемирную славу им принесли кинжалы - "крисы", имеющие прямой или пламевидный клинок, нередко украшенный чеканкой и с богато отделанной рукоятью. Крисы одеваются в дни особых торжеств.
Изготовление криса тесно связано с древними анимистическими верованиями яванцев.
Крис не только оружие, он почитается как частица души его владельца. Крис мог даже замещать хозяина, если он не мог лично присутствовать, на важных собраниях. А в глухих сельских районах Явы и Суматры до сих пор деревенские колдуны-дукуны, помещая священный крис в воду, превращают её якобы в целебную, святую воду.
Яванские верования
У яванцев сохраняется анимизм, с элементами индуизма. Местные духи (янг, хьянг) приравнены к богам, носят титул Санг (Сангьянг), тот же, что Шива и Аллах.
Духи добрые - демиты, злые - лелембуты, местные, а джины и раксасы — заимствованные. Почитаются Даньянг-деса - покровитель деревни, и Деви-Сри- богиня риса.
Культ отправляет дукун (шаман), умиротворяя духов. Атрибут дукуна (шамана) — дукунский жезл, это — деревянный брусок с вырезанными на нём изображениями духов.