Сингалы
Этническая история
В 1 тыс. до н. э. в Северной Индии находилось царство Лала, правители которого называли себя львами - "сингха". В результате междоусобиц старший сын одного из правителей - Виджая и его сторонники вынуждены были покинуть родину и после многих приключений прибыли в 543 г. до н. э. на остров, который Виджая назвал по имени своего рода "Сингхаладвипа", т. е. остров львов.
Наименование острова Сингхала постепенно превратилось в английском языке в Силон.
Постепенно индоарийские переселенцы - сингалы покорили местные племена (ведды и другие) и заняли весь остров.
В 3 в. до н. э. сингалы приняли буддизм (ланкийскую миссию возглавили сын и дочь индийского императора Ашоки). А в первые века нашей эры на острове возникло сильное и богатое государство Раджаратта. Труд крестьян-общинников, ремесленников и рабов, накопленные богатства давали возможность сингальским правителям благоустраивать и украшать города, первое место среди которых занимала Анурадхапура - столица государства Раджаратта.
С 8 века н. э. начинаются частые вторжения на остров тамилов из Южной Индии. Почти непрекращающиеся на протяжении нескольких веков войны сингалов с тамилами привели к перемещению сингалов из северных засушливых районов острова в юго-западные и западные районы влажной зоны.
В начале 16 в. независимое развитие ланкийских государств было нарушено вторжением первых европейских колонизаторов - португальцев. Это вызвало решительное противодействие сингалов, проживавших на Центральном нагорье, где существовало сингальское Кандийское государство (со столицей в Канди).
Канди было феодальное централизованное государство с сильно развитым бюрократическим аппаратом и со сложной системой феодальных повинностей. Земля была государственной собственностью. Большие земельные владения были у буддийских монастырей.
Главной обязанностью крестьян и ремесленников было исполнение различных повинностей в пользу правителя: сюда входили выплаты натуральных и денежных налогов, работа на строительстве различных государственных сооружений и дорог и многое другое.
Только в 1815 году, после ожесточённых боёв, англичанам удалось аннексировать Кандийское государство.
Уже в начале 19 века сингалы оформились в нацию. В этногенезе сингалов участвовали веддоиды, тамилы, арабы, африканцы, малайцы, европейцы.
Сингалы обычно среднего роста, с европеодными чертами лица, коричневой окраской кожи и тёмными волнистыми волосами.
Сингалов принято делить на две этнические группы: прибрежные, или равнинные, и горных, или кандийцев. У кандийцев, которые дольше прибрежных сингалов сохраняли свою независимость, старые, исторически сложившиеся традиции и быт претерпели меньше изменений.
Кастовая система
Несмотря на приверженность буддизму у сингалов существует кастовая система, которая особо чёткий и законченный характер получила в своё время в Кандийском государстве. Насчитывается немногим более 20 каст, некоторые из которых характерны лишь для кандийских районов, а другие - для прибрежных.
Самая "высокая" каста у ситгалов - это каста землевладельцев (гоивансе). Она самая многочисленная и включает 80-90% всех сингалов. В эту касту входят как рядовые землевладельцы-общинники, так и крупные землевладельцы - мудальяры, которые образуют высшую подкасту.
Вслед за гоивансе стоят следующие три касты: "караве" (рыбаки), "салагама" (сборщики корицы) и "дурава" (сборщики сока цветов кокосовой пальмы).
Члены этих каст живут преимущественно в прибрежных районах. Все они южноиндийского происхождения и сравнительно позно вошли в сингало-буддийскую социальную структуру.
Представители одной касты, как правило, населяют определённые деревни (гама) или городские кварталы, образуя общины. Во главе сельской общины стоит староста (гамарала) и деревенский совет (гамасабха).
Особое место в сингальской кастовой системе занимают так называемые "родии", что означает - нечистые.
Кастовая система у сингалов в целом несколько мягче, чем у индийцев, но кастовые перегородки ещё существуют и оказыают влияние на общественную и частную жизнь людей.
Брак
Наиболее последовательно принцип кастовой принадлежности соблюдается при заключении брачных союзов.
У сингалов отсутствует обычай затворничества женщин, равно как и запрет вторичных браков при вдовстве. Юридически существует моногамная семья. Всякие иные формы брака запрещены законом.
Но в кандийских районах и сейчас встречаются полиандрические браки, которые в прошлом не считались предосудительными.
Национальная одежда
Наиболее распространённая одежда сингалов - саронг. Это длинный прямой кусок ткани, которым трижды обёртывают нижнюю часть тела. Традиционной наплечной одеждой служила наглухо застёгивающаяся куртка со стоячим воротником. Обычный цвет одежды сингалов - белый, но он не обязателен.
Сингалы прибрежных районов часто носят вместо куртки европейскую рубашку навыпуск.
Сингальские женщины носят тот же саронг различных цветов и "камбайя" - блузку. Женщины горных районов Канди предпочитают сари.
Как мужчины, так и женщины сельских районов редко носят обувь и головные уборы.
Все женщины носят много украшений: кольца, браслеты, ожерелья, серьги, брошки и т.д. Кроме того кандийки обязательно надевают "атавэле" - ожерелье из одной или двух ниток серебряных или золотых бус величиной с мелкий горох.
Сингалки никогда не прокалывают ноздрей и не вставляют в крылья носа розеток.
Традиционная культура
Буддизм на Шри-Ланке, как, впрочем, и в других странах, - явление сложное. Он впитал в себя множество добуддийских народных религиозных представлений.
Особенно устойчива вера в различных добрых и злых демонов. Только с помощью ритуального обряда "товил", который исполняет специальный жрец, можно изгнать демона.
Особое место в религиозных воззрениях сингалов занимает вера в девять планетарных богов. С охранительной функцией этих богов связан обряд "бали", который выполняет астролог - "балиедура".
Сингальские народные танцы - яркие, костюмированные зрелища. Для каст "оли" и "берава" танцы и музыка являются профессиональным занятием.
Особое место среди сингальских танцев занимают кандийские. Они близки к таким высокоразвитым южноиндийским танцевальным формам, как "катхакали" и "бхарата натьям". Известны три вида кандийских танцев: удекки, пантеру и вес.
Сингальский народный театр имеет глубокие исторические корни. Элементы драматического искусства содержатся в таких старинных обрядах, как бали и товил. Сейчас на Шри-Ланке сохранилось четыре вида народного театра: колам - театр масок, сокари - театр пантонимы, надагама - музыкальная драма и рукада - кукольный театр.
Сингальская культура имеет давние литературные традиции. В 9 веке на основе письменности пали и под сильным влиянием южноиндийского письма грантха у сингало возникло собственное письмо, характеризующееся также округлой формой. Алфавит сохранил все знаки для передачи санскритских звуков.
В сингальском языке, по-мимо литературного и разговорного, имеется три "тайных" диалекта - "гойи-басава" (у сельских жителей), "калл-басава" (в среде профессиональных охотников) и родия (диалект касты).