Перейти на карту мира (главную страницу)... Перейти на региона мира... Контакты с администрацией сайта...
Танзания

Общие сведения

Карта

Погода

История Восточной и Южной Африки

Фотогалерея

Танзания

История Восточной и Южной Африки

В 1935 г. один английский чиновник сообщил о том, что на границе Кении и Танзании, в пятистах километрах от берега океана, имеются руины большого города. К счастью, это сообщение попало к известному антропологу и археологу профессору Лики (впоследствии снискавшего всемирную известность своими сенсационными открытиями доисторического человека - «зинджантропа» и «хомо хабилис», предков современных людей, чей возраст превышал полтора миллиона лет).

Руины Энгаруку.Daryl Stump.Доктор Лики срочно выехал в указанный район и обнаружил там не менее 6300 домов в разрушенном городе, воздвигнутом на склонах каменистой осыпи, и еще около полутысячи домов в долине, в которой «кладбищ было больше, чем развалин». По скромным подсчетам Лики, население погибшего города должно было быть 30—40-тысячным. Дома стояли на прекрасно обработанных каменных глыбах, а террасы холмов были разбиты на улицы и площадки перед домами. В долине также были найдены остатки каменных стен и террас.

К сожалению, в заброшенном городе не удалось обнаружить человеческих скелетов, по которым можно было бы судить о расовой принадлежности его создателей (вероятно, потому, что почва не способствовала сохранению костей). Не удалось найти и никаких письмен и рисунков, кроме нескольких неровных линий на камне, нанесенных рукой человека, и круглых знаков в виде чаши, которые, по мнению Лики, являлись символами отдельных племен. Энгаруку — так назвали этот мертвый город ученые.

Однако ещё ранее, в 1932 году, доктор Уилсон открыл три основных района террасного земледелия в Танганьике: вокруг озер Натрон и Эйяси на севере, около границы Кении; на востоке между Киласа и Кисаки; на юге неподалеку от Иринга, у верхней оконечности озера Ньяса.

Культура Энгаруку, как считают археологи, восходит своими корнями к азанийской цивилизации, остатки которой находят на территории Восточной Африки. Это развалины каменных городов и селений, рудники, каналы, дороги, пирамиды и наскальные рисунки. Сформировалась азанийская культура в первом тысячелетии нашей эры, и, как полагают многие исследователи, не без влияния Мероэ. Погибла она между XIV–XV вв. или немного раньше. Однако в горах Южной Эфиопии и поныне некоторые племена сохранили ряд черт, свойственных древним азанийцам.

Следы древних цивилизаций тянутся к югу от Эфиопии — вдоль всего восточного побережья Африканского материка. О многих из них сообщали средневековые географы-арабы.

Готтентоты на ездовых быках. Центр койсанских народов в Баут-Бей - Южная Африка.Арабским первооткрывателем Африки, бесспорно, был Аль-Масуди (IX в.), который путешествовал на юг с мореходами Омана и купцами Сирафа и несколько лет жил на восточном побережье Африки. Любопытны его замечания, относящиеся к населению этого региона. Так, он различает среди народов зиндж несколько племен. На одних страницах сообщается, что они «все черные», на других – что только «некоторые из них черные». К числу этих племен отнесено племя бербера, а это достаточно ясно указывает, что Масуди не различал зинджей хамитского и негритянского типа. Другие арабские писатели повторяют то же самое, явно черпая факты у Масуди.

Аль-Масуди называет территорию, лежавшую за Софалой (территория современного Мозамбика), «страной аль-Ваквак». Возможно, что это Наталь, а быть может, словом «аль-Ваквак» арабы обозначали бушменов и готтентотов, которые явно не походили на зинджей. Арабы считали, что «Вак-Вак» лежит и к востоку от Африки, через Мадагаскар соединяясь с «Великими Восточными островами». Феран даже утверждает, что «Восточным Ваквак» называли Яву или Суматру.

Тот же Масуди писал, что правитель империи «Вав-Вак» может выставить армию из 300 000 всадников на быках (из современных народов навыками езды на быках обладали лишь готтентоты), и сообщал, что правителей-тиранов это народ убивает, а наследников лишает престола.

В какой-то мере эти сообщения средневекового арабского автора подтверждают современные археологические исследования древнего комплекса Мапунгубве (север ЮАР), где профессор Фуше и его коллеги столкнулись с проблемой, пытаясь найти ответ на вопрос, кто же основал это поселение. До сих пор считалось, что рудниковые и каменные культуры Мапунгубве созданы банту, происхождение и внешний вид которых во многом напоминают их нынешних потомков – машона и басуто. Казалось, вещественные свидетельства в виде посуды и металлических предметов Мапунгубве подтверждают эту точку зрения. Однако в Мапунтубве были найдены скелеты, которым «почти не свойственны» негритянские черты. Этот народ, по словам Галлоуэя, представлял собой готтентотское или почти готтентотское население, по физическим признакам близкое к послебоскопским обитателям прибрежных пещер Южной Африки.

Руины Зимбабве.Следы влияния азанийской культуры можно найти на огромной территории от Эфиопии до Танганьики и далее к югу. Примерно в то же время, между Замбези и Лимпопо, зародилась великая цивилизация Зимбабве.

Всех их объединяет техника сухой кладки, то есть постройка зданий без извести. Например, народы консо и каффа в Эфиопии пользуется ею до сих пор. К востоку от территории консо, за высокими пиками и зелеными долинами Южной Эфиопии лежат равнины Сомали, где находится множество развалин средневековых городов, построенных из камня и кирпича. Ученые еще мало знают об истории этих городов. В 1934 году Кёрл обнаружил здесь заросшую кустарником треугольную нишу, выложенную из кирпича и напоминающую по форме древние ниши Дарфура и другие кирпичные строения, встречающиеся к западу до самого Кумби Сале, где, вероятно, была одна из столиц древней Ганы. Этим открытием Кёрл внес вклад в изучение загадочных и взаимосвязанных африканских культур тех далеких времен. Находки ученого помогают установить связь и обмен идей между странами, которые, как нам кажется теперь, настолько оторваны друг от друга, что трудно даже предположить существование какой-либо исторической общности между ними. И снова мы убеждаемся, что видимость обманчива, хотя пока еще не известно, какими путями, когда и как древние народы оказывали влияние друг на друга.

Ко всему этому фаллический культ, нашедший воплощение в памятниках древней Эфиопии и цивилизации Суахили, добавляет некоторые специфические черты. К югу от Аддис-Абебы, в горных долинах Сидама и Борана, которые постепенно переходят в равнины Северной Кении, попадается множество каменных монолитов, имеющих форму фаллоса. Иногда на этих сооружениях, достигающих в высоту примерно 10-12 футов, встречаются непонятные надписи и загадочные символы, но чаще надписи отсутствуют. Монолиты не похожи на надгробия, никто не знает, когда они появились, и местные жители не смогут ничего рассказать вам о них.

Фаллический минарет - остров Ламу.Наряду с этими высокими гранитными монолитами кое-где попадаются каменные столбы, иногда с надписями, а иногда без них.

Доктор Хантингфорд предполагает, что земледельческие цивилизации Кении и Танганьики, представители которых строили каменные дома и использовали металлы, зародились примерно в 700 году до н. э. или немного раньше.

«Мы можем предполагать, – заявил Хантингфорд, – что цивилизация, которая расцветала в районе Рога Африки в течение первых семи столетий нашей эры» (и которая, без сомнения, многое заимствовала у сабеян, аксумитов, у жителей Мероэ и Древнего Египта), «была разрушена исламом. Ее создатели ушли на юг через Кению (куда ислам никогда не проникал), а сама она прекратила существование между XIV и XV веками или несколько раньше».

С кем же встретились эти кочующие племена на пути к югу? Двигаясь вдоль берега, они, вероятно, натолкнулись на суахили и соседних с ними банту, которых суахили называли впоследствии словом «ва-ньика». Позднее от него произошло название Танганьика. Азанийцы внутренних районов тоже, очевидно, принадлежат к группе банту, хотя это вовсе не определяет их расовый тип. Возможно, они относились к бушменоидному или негроидному типу, а вероятнее всего, представляли собой смешанный тип, происшедший от различных африканских племен. Ясно одно: азанийцы - чисто африканский народ.

Кое-где в Африке сохранились некоторые черты этой цивилизации. Немецкий миссионер Ребманн – первый европеец, поселившийся у племени джагга в районе Килиманджаро, – писал в 1848 году, что члены этого племени уделяют много внимания своим «оросительным каналам и водоемам». Он сообщал также о наличии у них сильной централизации. Европейцы, пришедшие сюда после 1890 года, уничтожили много ценных свидетельств, хотя упоминание о них можно найти в отчетах некоторых добросовестных чиновников. В 1938 году Пайк писал, что племя матенго в Юго-3ападной Танганьике «обрабатывает почву на склонах удивительно отлогих холмов, и тем не менее она почти не подвергается эрозии... Основной принцип этой системы таков: если заполнить небольшие участки достаточным количеством воды, можно контролировать рост растений, а регулируя скорость ее течения на участках, можно уберечь почву от эрозии». Этот принцип, который племя матенго либо придумало само, либо унаследовало от более древних обитателей, европейцы позднее провозгласили в Африке собственным изобретением.

Белая Дама Брандберга. Бушменская живопись.И еще южнее, на краю пустыни Намиб, историки древнего мира сталкиваются с одной из удивительных загадок Африки, так называемой Белой Дамой горы Брандберг. Геолог Рейнхард Маак, проводя топографические исследования в этом районе (1917 г), случайно обнаружил пещеру, покрытую великолепными росписями. В центре ее он нашел изображение женщины, выполненное белой краской. Женщина держала в руках вазу или цветок, а также лук со стрелами.

В 1929 г. крупнейший знаток живописи палеолита аббат Брейль на научной конференции в Йоханнесбурге впервые увидел копию Белой Дамы, сделанную Мааком, и сильно ею заинтересовался. По просьбе Брейля была сделана серия фотографий в пещере Брандберга. Но только в 1947 г. он смог наконец воочию увидеть Белую Даму (Брейлю было тогда за семьдесят). Еще раньше по фотографиям и копиям Брейль не мог не отметить ее поразительного сходства с фресками Крита. Теперь же, когда он рассмотрел пещерные росписи Огненной горы, черты сходства стали еще более заметны. По мнению Брейля, возраст росписей примерно три с половиной тысячи лет (позднейшие исследования показали ещё более ранний возраст).

Горные пещеры Южной Африки хранят многие шедевры наскальной живописи. Их творцы бушмены, коренные жители этих мест. Но стиль некоторых изображений в пещере горы Брандберг, и в особенности Белой Дамы, отличен от бушменского. Целый ряд изображений, отличных от обычного стиля наскальных росписей бушменов, встречается и в других районах Южной Африки, причем эти «небушменские» рисунки, как правило, древнее бушменских.

Как далеко плавали «морские владыки» — критяне вдоль берегов Африки? Ведь если финикийцам при фараоне Нехо действительно удалось совершить путешествие вокруг Африки, то не исключено, что и жители Крита, гораздо лучшие мореходы, чем финикийцы, смогли на несколько веков ранее совершить подобный же путь.

Литература: Бэзил Дэвидсон «Новое открытие древней Африки»

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100