Традиции и культура тайцев
Традиции
Тайская культура изначально развивалась под сильным влиянием культуры монов и кхмеров и через неё восприняла многие элементы культуры Индии, в том числе буддизм южной ветви - тхеравада (хинаяна).
Буддийская религиозная этика влияет на все стороны жизни тайского общества. Ежегодно через монашеский искус в буддийских монастырях проходит около 200 тыс. молодых людей в возрасте 20-24 года.
В повседневной жизни общественные отношения строятся на неукоснительном соблюдении иерархии.
На положение человека внутри своего класса влияют его религиозность, служебное положение, возраст; богатство с точки зрения традиционных представлений тайцев играет меньшую роль.
В семейных отношениях тайцы также придерживаются строгой субординации, в основе которой лежит возрастной критерий.
В повседневной жизни женщина в Таиланде имеет те же права, что и мужчина. Хотя, в вопросах веры буддизм отводит женщине роль гораздо более скромную, чем мужчине: мужское монашество - это почётная обязанность в глазах всего рода и общины, женское же - это личное дело самой женщины.
Традиционное искусство тайцев также неразрывно связано с буддизмом: вплоть до начала 20 века тайские мастера архитектуры, скульптуры, живописи имели мало возможностей для приложения своих сил, кроме создания монументальных буддийских храмов, ваяния изображений Будды, художественной росписи стен храмов.
В Таиланде насчитывается свыше 20 тыс. буддийских храмов. Такое большое их количество объясняется тем, что по воззрениям буддистов, сооружение нового храма является большей заслугой, чем поддержание в хорошем состоянии старого.
Особым великолепием отличаются королевские храмы-монастыри: их более 100.
Буддийские храмы в деревнях Таиланда служат центрами религиозной и общественной жизни. Крестьяне приходят в храм посоветоваться друг с другом и с монахами по поводу своих дел, больные с надеждой излечиться. Кроме того, в нём могут найти себе кров все приезжие. При храме имеются приюты для престарелых и бедняков.
Традиционная одежда
Традиционной одеждой мужчин и женщин в Центральном Таиланде до середины 20 века был панунг - кусок ткани, оборачиваемый вокруг бёдер; один конец его пропускали между ног и закрепляли сзади на поясе. Верхнюю часть тела мужчины закрывали распашными куртками, женщины повязывали на груди шарф, оставляя одно или оба плеча открытыми.
Сейчас в деревнях всех районов страны женщины носят пасин (узкая юбочка) и кофту.
В городах национальная одежда практически полностью вытеснена одеждой западного типа.
До начала 20 века женщины большинства районов страны имели право носить только коротко остриженные волосы. В тоже время тайки имели на себе огромное количество металлических украшений: кольца, браслеты, серьги, ожерелья.
Литература
Тайская литература опиралась на классические источники, среди которых особенно важен индийский эпос Рамаяна.
На тайском языке появилось несколько версий этого произведения, которое приобрело известность под названием Рамакиян и превратилось в сценарную основу для многочисленных оперных и драматических постановок.
Историческая драма Инао, заимствованная с Явы, и исторический роман Сам Кок (вариант китайского романа Троецарствия) тоже обрели в Таиланде вторую родину.
Религиозная литература посвящена рассказам о жизни Будды (джаты), среди которых выделяется канонический вариант Паттама Сомпотхиян.
Тайский театр и музыка
Традиционный драматический театр в стране существует в трех видах.
Первый из них кон – театр пантомимы с актерами-мужчинами в масках; сценическое действие передается с помощью подчеркнуто стилизованных движений, танцев и музыки. Как правило, сюжет постановок черпается из Рамакияна.
Второй вид – лакон, актеры играют в гриме, используя жесты, которым придается определенный смысл, под музыкальное сопровождение. Большая роль в тайском театре отводится танцам. Спектакли обычно ставятся на основе поэтической драмы Инао и романтических народных сказаний.
Третий вид драматического театра – рабам, балетные интермедии между актами драматических постановок кон и лакон.
Большой любовью простых тайцев пользуется театр сатиры - ламтад. В представлениях ламтада участвуют четыре актёра - два мужчины и две женщины, которые на радость публике часами импровизируют и состязаются в находчивости.
На юге Таиланда распространены также театры марионеток и теней (в подражание яванскому театру теней ваянг пурве).
Хотя дошедшие из глубины веков драматические представления не сходят с театральных подмостков, ставятся также спектакли по сценариям современных западных авторов. Этот процесс начался при короле Раме VI (правил в 1910–1925), который сам был драматургом и перевел многие пьесы Шекспира на тайский язык. Таиландские кинофильмы и телепостановки часто заимствуют фабулу и характеры из национальной литературы.
Традиционная тайская музыка родственна китайской, чему способствовало и сходство музыкальных инструментов. При ее сочинении используется диатоническая гамма. Народная музыка имеет свои стилистические особенности в разных частях Таиланда.
Так, на севере и северо-востоке она обнаруживает связь с лаосским мелосом. В популярной современной музыке, опирающейся преимущественно на образцы западной эстрады, все же сохраняется и влияние местных фольклорных традиций.
Праздники
Главные традиционные праздники в Таиланде тесно связаны с сезонами года.
Сонгкхран (Новый год), знаменующий начало астрономической весны, приходится на 12–14 апреля, торжества продолжаются в течение трех дней и сопровождаются обливанием друг друга водой и культовыми обрядами в честь Будды.
В мае наступают праздник королевской пахоты, которым официально открывается новый сельскохозяйственный сезон, и буддийский праздник Висакха-пуджа, посвященный рождению, прозрению и смерти Будды.
В сентябре соблюдают праздник Ок-пханса, приуроченный к окончанию сезона дождей, когда многим монахам предстоит провести длительный срок в уединении.
Катхин справляют по завершении жатвы риса в ноябре и сочетают с вручением монахам подарков, которые пригодятся в предстоящее холодное время года.
На ноябрь приходится еще один праздник – Лойкратхонг, который, как утверждают, имеет истоки в брахманизме: в полнолуние по рекам пускают маленькие плоты в форме лотоса с зажженными свечами, что должно избавить от всех невзгод.
Европейский Новый год и европейское Рождество отмечаются как светские празднества.