Перейти на карту мира (главную страницу)... Перейти на региона мира... Контакты с администрацией сайта...

Восточный Тимор

Население

Народы Восточного Тимора

Топассы и мардейкеры

Топассы - это особая этносоциальная группа смешанного происхождения, возникшая в начальные века колонизации в ключевых районах Азии - в Индии, на Цейлоне (Шри-Ланке), на островах Индонезии - и связанная с португальцами, но, как правило, проводившая на Тиморе независимую политику.

Житель Восточного Тимор.Это потомки от браков местных женщин и моряков европейского или азиатского (возможно африканского) происхождения, солдат, китайских торговцев и пр. Обычно все они говорили по-португальски, носили португальскую одежду (прежде всего, "шляпу заморских иностранцев") и считались приверженцами католической церкви.

Так, одно из толкований слова топассы - "люди в шляпах" (надо иметь ввиду, что в Индонезии, где всё во внешнем облике отражает статус человека, мы имеем дело с более серьёзным явлением, чем просто подражание европейцам). Так, плетённые из полос листа лонтаровой пальмы шляпы, имитирующие португальские, носят вожди восточного Флореса, где топассы также сильно влияли на этнические и политические процессы.

Другая метисная группа Тимора, также изначально по происхожению связанная с португальцами, - это голландские мердеки (мардейкеры), которые в силу обстоятельств примкнули к голландцам, приняли протестантизм и с тех пор находившиеся в рамках колониальной системы Нидерландской Ост-Индской компании (Голландская Индия - острова Индонезии, Шри-Ланка, Южная Африка).

То есть фактически и мардейкеры и топассы - это метисные группы, имеющее схожее происхождение, но оказавшиеся в сферах влияния разных колониальных систем: мардейкеры - голландской, топассы - португальской.

В первые века колонизации тиморцы соприкасались с разными группами европейцев и их союзников, которая была очень разнородна расово и культурно. Часто в колониальной структуре Голландской Ост-Индской компании метис по своему имущественному положению мог считаться "белым".

В 17 - 18 вв. служащие Ост-Индской компании среди топассов, в зависимости от происхождения и имущественного положения, выделяли метисов и евразийцев, "чёрных португальцев" и мардейкеров.

Так, П. Мидделкоп записал и исследовал предания некоторых групп атони Западного Тимора. В них говорится, что в Купанг в 1460 г. (или в 1560 г. по другой версии) прибыли люди, именуемые тиморцами "чёрные заморские иностранцы". По другому преданию, эти "чёрные" чужестранцы жили на острове Роти до переселения португальцев в Окусси, то есть до 1641 г. Наличие пришлых групп на островах Роти и Тимор (районы Окусси-Амбену, Амараси, Белу) подтверждается документами Голландской Ост-Индской компании.

Тиморцы же для каждой новой группы чужестранцев имеют особое название. Атони называли европейцев, подданных Португалии, "путалгис"; имелся также термин "касе мелан" - "чёрные заморские иностранцы". Назвать так метисов и евразийцев они не могли: у потомков топассов кожа светлее, чем у атони. А в районе Никиники живёт даже группа атони, именующая себя "метан фалаукас" (букв., "люди чёрные, как зола").

П. Мидделкоп высказал предположение, что начало некоторым из этих темнокожих групп могли дать негры, вывезенные португальцами из Африки в 16 веке. Как и ряд его предшественников-миссионеров, он отмечает, что отдельные потомки португальцев более темнокожи, чем тиморцы, что несколько групп в Южном Белу имеют особое в социальной структуре общества положение: в частности на них не распространяются повинности, связанные с почитанием правителя области и их родословные в священных текстах имели иные символические обороты.

Приход европейцев и топассов на остров вызвал также значительные миграции населения.

Мидделкоп записал тексты, согласно которым атони племени Бену раньше жили в районе Окусси-Амбену. С принцессами Бену заключали браки главы двух соперничавших семей топассов - де Орней и да Кошта. Затем, после ряда схваток с португальцами, части топассов и их родственников пришлось бежать в Купанг к голландцам, а оттуда - в район Мосу. Оставшихся в Окусси называют "старые Бену", а тех, кто переселился в Мосу, - "молодые Бену".

Другая группа Бену из Купанга ушла в район Никиники, осела там и смешалась с потомками топассов.

После поражения под Пенфуи группы топассов поселились и в таких отдалённых от Купанга районах, как Белу на востоке и Амфоан на западе. Группа, получившая имя Ам-Питаи, перебралась на остров Роти в Ое-Нале, где была ассимилирована ротийцами, утратив свой язык.

К 19 веку топассы всё теснее сливаются с аборигенами острова, ассимилируются ими. Слово топассы в настоящее время атони не употребляется. Потомки да Кошта и де Орней были инкорпорированы в племена в качестве военных вождей. Фамилии топассов в произношении атони стали звучать как Олнаи и Косат. Часть потомков да Кошта сохранили португальские фамилии. Сначала они были верны португальскому, потом - голландскому правительству.

П. Мидделкоп выдвинул любопытную версию, что первый да Кошта являлся иудеем и прибыл из Сан-Томе и Принсипе - острова у берегов Западной Африки, куда португальцы высылали иудеев с материка.

Тем не менее влияние топассов ощущается и в 20 веке, а их основная область Окусси-Амбену сохранила свои политические привилегии: туда по-прежднему плавали иностаннные купцы. Порт Окусси в 18 веке был даже переименован в Панте-Макассар ("Берег макассарцев"): там не имелось португальской администрации и португальских войск.

В 19 веке в "Акте передачи дел на Тиморе от губернатора Викторино Фрейре да Кунья Гусмана губернатору Жозе Пинто де Суза" упоминается 4-и владения топассов - Амбену, Окусси, Инсана, Бебоки.

Современное португальское название населения анклава Окусси-Амбену - ваикену. Язык ваикену близок языку соседей атони-дават ("люди гор" - жители внутренних районов Западного Тимора) и атони-касе - языку потомков топассов на западном Тиморе. Ваикену считаются близкими населению острова Флорес, с которыми они поддерживают тесные отношения. В 1963 году в анклаве проживало 23 тыс. человек.

© При использовании материала ссылка на сайт обязательна!

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100