Перейти на карту мира (главную страницу)... Перейти на региона мира... Контакты с администрацией сайта...

Украина

Крым

Население Крыма

Крымские татары / Этногенез крымцев

Ногайский компонент в этногенезе крымских татар

Формирование татов как этнической основы современных крымских татар

Ялыбойлю - особая культурная и антропологическая группа крымцев

Христианский и шиитский пласт в истории крымцев

Современная ситуация в Крыму

Крымские татары (крымцы), как этнос, сформировались в Крыму и являются потомками различных народов, переселявшихся в Крым на протяжении многих столетий. Основные этнические группы, населявшие в разные времена полуостров - это тавры, киммерийцы, скифы, сарматы, аланы, греки, готы, гунны, римляне, протоболгары, хазары, печенеги, половцы, монголо-татары, итальянцы, черкесы, малоазийские турки.

Люди. Крымские скифы. Реконструкция костюма.Несомненно, что все перечисленные народы в разной мере оказали (или совсем не оказали!) влияние на формирование современного крымкотатарского населения Крыма. Самые ранние, известные нам из античных источников, житетели Крымского полуострова - тавры и киммерийцы - исчезли, как культурные общности, за долго до н.э., растворившись в более многочисленных пришельцах - античных греках и скифах. Хотя физический тип этих народов, несомненно, мог сохраняться ещё длительное время в различных изолированных популяциях, проживавших в горном Крыму.

Из имеющихся археологических материалов, с полной уверенностью можно утверждать, что изначальные жители этих мест - тавры были автохтонным населением, реликтом мегалитической эпохи, оставившем характерные памятники (менгиры, кромлехи, дольмены) по всему Средиземноморью. По характеру захоронений, а отчасти и керамики, тавры были близки к населению Западного Кавказа (адыги), где отмечается наибольшая концентрация мегалитических памятников в пределах бывшего Советского Союза.

Близость двух регионов обусловила значительные этнические контакты между Крымом и Кавказов и в последующие исторические эпохи.

С полной увереностью можно сказать, что определяющим этническим (культурно-лингвистическим) компонентом в формировании крымских татар был тюркский: кипчако-половецкий в Степном Крыму и огузский (малоазийские тюрки) - на Южном берегу Крыма. Но это утверждение больше относится к области культуры и языка, подверженных значительным измениям в историческом плане, но не показывающем генетические связи народа.

Люди. Крымцы. Гравюра 19 века из собрания Крымского краеведческого музея.По вопросу о происхождении современного крымскотатарского этноса более ясную картину дают антропологические и генетические исследования, проводившиеся в разное время среди населения Крыма.

По современным генетическим исследованиям на основе наследования по Y-хромосоме большинство крымских татар относится к гаплогруппе R1a1 (индо-арийская гаплогруппа, сформировавшаяся в Восточной Европе и участвовашая в заселении Индии) - 32%. Для сравнения среди других народов: худжандские таджики (64 %), киргизы (63 %), ишкашими (68 %), лужичане Германии (63 %), поляки (ок. 56 %), русские (52 %), белорусы (52 %), украинцы (ок. 48 %), казанские татары 34 %, болгары - 14.7%. В Европе имеет довольно незначительное распространение: Исландия - 23 %, Швеция - 18-22 %. В то же время, поразительным фактом является абсолютный максимум у брахманов индийских штатов Западная Бенгалия и Уттар-Прадеш - 72 % и 67 %. В Иране данная гаплогруппа представлена лишь 25 %.

Также значительную долю среди крымских татар имеют носители гаплогрупп J1 (ближневосточная группа, характерная для еврейского населения) и G (западнокавказская) - 18%.

В настоящее время гаплогруппа G с наибольшей частотой встречается среди осетин (до 75 %), терских казаков (53%) и шапсугов (около 80 %). До 17 века Черкессия (Западный Кавказ) также была частью Крымского ханства, между двумя регионами происходили значительные миграции населения (в крымской топонимике довольно часто встречается топоним "черкес", "черкес-кермен").

J2 (ближневосточная группа) имеет среди крымских татар тоже значительный процент - 14.

Следствием монгольского завоевания Крыма является распространение среди крымцев, прежде всего, степных (ногаев), гаплогруппы C, характерной для Центральной Азии, - 9%.

Гаплогруппы E и I - по 5% каждая. Основной ареал распространения имеют на Балканском полуострове и юге Италии. Гаплогруппа E (хамитская), кроме Балканского полуострова, представлена в Северной Африке (Египет, Марокко) и Эфиопии, где как считается она и возникла.

Среди крымских татар полностью отсутствует гаплогруппа N, представленная в основном среди финно-угорских народов (среди русских - 16%). В целом, если говорить о генофонде крымцев, то у них отмечается один из мировых максимумов по по количеству гаплогрупп - 26 гаплотипов по Y-хромосоме. Для сравнения - среди украинцев восемь (проект Генография).

Ещё в 1926 году Г.А. Бонч-Осмоловский произвёл основательные антропометрические исследования населения Крыма, которые дали возможность Н. Теребинской-Шенгер выделить в рамках крымко-татарского народа три основных антропологических типа, имевших в то время конкретную географичекую привязку на полуострове:

1. Степные татары.

2. Горно-предгорные татары.

3. Южнобережные татары.

Ногайский компонент в этногенезе крымских татар

Степные татары (ногаи) в расовом отношении европеоиды с элементами монголоидности (около 10 %). Они имеют меньший рост, меньшую высоту черепа, меньший размер длины глазной щели и больший угол косого разреза, чем у других типов.

Люди. Кибитка крымского татарина.К этому можно добавить описание Густава Радде (1856 г.): "...желтоватый и темный цвет лица, нередко переходящий в медно-красный; глаза темные; нос небольшой и почти всегда сплюснутый; волосы черные и борода весьма редкая".

Обе характеристики указывают на несомненное присутствие монголоидного расового комплекса, характерного для средневекового населения южнорусских степей - монголо-татар и смешавшихся с ними кипчаков (половцы древнерусских источников).

Диалект степняков принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков.

На значительный кипчакский компонент в Крыму указывают многие источники: арабский географ ал-Идриси (12 век), монах-францисканец Вильгельм Рубрук (13 век).

Турецкий путешественник 17 века Эвлия Челеби так охарактеризовал население Степного Крыма: "Татары говорят на 12 языках, а язык одних понимают через переводчика...Есть там прежде всего язык чагатайский (староузбекский), а затем язык кумыкский, язык монгольский или ногольский, язык туркменский, ногайский, кайтацкий, моракский, хешдекский, дагестанский, аджамский, хинди, узбекский и болгарский. Люди все эти татары. Этот народ татарский не знает наговоров, клеветы, недоверия, ненависти, высокомерия или зависти, он не склонен кого-либо предавать бесчестию, настраивать одних против других...Слыша, что должен прийти сплетник или клеветник, люди эти убегают от него. Вреждебность свою и ненависть показывают только тогда, когда идут с войной на другие народы или когда на них нападают и грабят...Питаются они всегда мясом. Едят они мясо всякого зверя, а в его шкуру одеваются, то есть делают из него шубу....смешав кровь с пшеном, пьют кровь всякого зверя, как похлебку. Есть также несколько тысяч татар, которые в жизни своей никогда не пили воды. Пьют они вместо этого разновидность молока кобыльего (кумыс). Кроме этого народа ногаев, живут на полуострове Крымском люди, привыкшие сторониться других, сведущие в ремесле и науках. Люди эти называются бадыраками."

Формирование татов как этнической основы современных крымских татар

Горно-предгорные татары относятся к среднеевропейскому расовому типу и внешне похожи на представителей народов Центральной и Восточной Европы. Довольно часто встречаются переходные и светлопигментированные типы. По росту, высоте черепа, длине и разрезу глазной щели они ближе к степным группам, а по другим размерам анатомического строения лица - к южнобережным татарам.

Люди. Горные крымские татары. Рисунок Де Палдо 18 век.Нужно заметить, что приведённые данные по антропологии горных татар до некоторой степени являются обобщёнными, так как население практически каждой деревни горного Крыма имело свои особенности.

Диалект горных татар также относится к группе кипчакских языков, но с уже большим количеством огузских заимствований и заметным числом арабских и греческих слов.

Густав Радде так описывал горных татар: "...они высокого роста и хорошо сложены, цвeт лица у них более светлый, приближающийся к цвету кавказского племени, глаза большие и темные, волосы и борода густые и черные."

Необходимо отметить, что среди населения горного Крыма (район Бахчисарая) нередок и светлопигментированный тип (светлые волосы, голубые глаза).

Некоторые исследователи считают их потомками готов (германских племён эпохи Великого переселения народов): в частности антрополог Г.И. Петров, проводивший исследования в деревне Черкес-Кермен в 1920-х годах. По мнению Г.И. Петрова у жителей деревни сохранились некоторые черты, как он считал, физического облика крымских готов - высокий рост, светлая окраска волос, глаз и кожи. Хотя, скорее всего, как и само название поселения, это говорит о присутствии в этом районе черкесов. Исследователь М.Я. Чореф, также проводивший археологические исследования в этом районе, обнаружил на башне Кыз-Куле, что располагается рядом с Черкес-Кермен, значительное количество черкесских тамг, говорящих о тесных связях этого района Крыма с Кавказом. Контакты крымской знати с Черкесией отмечаются в летописях ещё со времён княжества Феодоро и Генуэзской республики.  

Люди. Крымский тат-лучник.Единственный факт существования крымских готов в 16 веке зафиксировал немецкий путешественник барон Бусбек, который якобы встречал в Константинополе крымских готов, не забывших родной язык (некоторые готские слова он записал, составив небольшой словарик). Они сообщили ему о существовании в горном Крыму готских поселении, которые продолжали сохранять язык, обычаи и воинственость предков (крымские таты обязаны были выставлять для армии турецкого султана и крымского хана отряды лучников, также участвовавших в походах на сопредельные страны).

Исключительно интересным фактом является преемственность населения горного Крыма на протяжении многих столетий, отмеченная советским антропологом В.П. Алексеевым (1980, 1989) в ходе изучения мусульманских могильников датированных 18-19 вв.

"Лицевой скелет умеренно широкий и средней высоты; нос при средней ширине грушевидного отверстия относительно узкий; черепная коробка короткая и низкая, при этом очень широкая, что приводит к резко выраженной брахикрании. Таким образом, наблюдается комплекс признаков, который в различных модификациях распространён в восточных районах расселения представителей европеодной расы, а с эпохи бронзы, раннего железа и раннего средневековья зафиксирован у населения, оставившего могильники в Средней Азии и Поволжье. Этот комплекс признаков фигурирует во многих описаниях типов европеоидов: северный вариант понто-загросской расы, туранская раса, раса Среднеазиатского междуречья."

Судя по этнической и политической карте Восточной Европы, которая известна из описаний авторов 1-2 вв. н.э., на рубеже и в начале нашей эры в Северном Причерноморье обитали алано-скифы.

Люди. Крымское духовенство.Изучение раннесредневекового могильника Чуфут-Кале, горная часть Крыма, (Соколова, 1958) также указывает на связь с древними скифами: "Население раннесредневекового Чуфут-Кале принадлежит к сармато-аланской группе, которая по своему морфологическому типу близка к скифам, в частности к типу из некрополя "Неаполь Скифский" (район современного Симферополя), либо этнически являлась позднескифской, но усвоила сарматский обычай деформации головы."

На искусственную затылочную деформацию указывает и Г.Ф. Дебец (1949), изучавший средневековые некрополи: Эски-Кермен, Мангуп-Кале и Херсонеса.

Сармато-аланский расовый комплекс археологи связывают с салтано-маяцкой культурой, широко распространнёной в степях Восточной Европы вплоть до IХ века. Любопытно, что при изучении двух памятников 8-10 веков - Верхнесалтановского (аланского) и Нейталовского (протоболгарского), расположенных на противоположных берегах Печенежского водохранилища (Харьковская область Украины), вместе с характерными (деформированными) черепами алан в Верхнесалтановском памятнике нередко встречаются вещи характерные для протоболгар, а в протоболгарском Нейталовском, где преимущественно брахикранные и мезокранные черепа, вещи характерные для алан. Подобное смешение двух культурных комплексов было характерно и для хазарского Саркела.

Начиная с 4 века в Причерноморские и Приазовские степи проникают тюркские племена (гунны, протоболгары, хазары), постепенно ассимилировавшие аланское население, которое переходило на тюркский язык. Тюркские племена (протоболгары, хазары) в свою очередь воспринимали более развитую местную аланскую культуру. Именно с хазарского периода начинается языковая ассимиляция населения Северного Причерноморья, и в частности Крыма. Но несмотря на переход на тюркский язык, сармато-аланский культурный комплекс сохранялся среди населения Крыма вплоть до начала 20 столетия (в том числе и в одежде: любопытные параллели видны при сравнении скифского костюма с крымскотатарским).

Крымская татарка в национальном костюме.Характерная для алан искусственная деформация головы была отмечена у крымских татар Я.Я. Рогинским (1928) и К.С. Мережковским (1890), но уже у современного им населения Южного Берега Крыма. То есть этот древний признак сохранялся у крымцев даже в начале 20 века.

Нашествие гуннов вообще увлекло алан своим потоком в Европу, где аланы входили в племенной союз гуннов и участвовали в завоеваниях. В своём движении на запад аланы прошли Италию, Францию, Пиренейский полуостров и оказались в Северной Африке. Особенно прочно аланы закрепились в Паннонии (Венгрия), где венгерские короли даровали им земли (Ясшаг) и аланы длительное время сохраняли своё этническое самоназвание под этнонимом асы.

Последующие волны тюрков-кочевников (печенеги, половцы) оттеснили аланское население из степей Северного Причерноморья в горы Кавказа и Крыма.

Но ещё в 13 веке Вильгельм Рубрук на пути из Судака к Перекопу в степи встречал алан.

Другой источник 13 века, христианский миссионер Феодор, указывал, что в Юго-Западном Крыму близ Херсонеса расселены аланы, охранявшие подступы к городу. Эту территорию он назвал Малой Алание, в противовес кавказской - Большой Алании.

Из описания Аммиана Марцелиана (4 в.н.э.) следует, что у алан так же, как и готов, был светлопигментированный тип: "...почти все аланы высоки ростом и красивы; с умеренно белокурыми волосами; они страшны сдержанно-грозным взглядом очей..."

Говоря о доминировании готского или аланского компонентов в светлопигментированных популяциях татов горного Крыма, следует отметить, что уже к 15 веку, благодаря культурному сближению в рамках греческой православной церкви, оба народа смешались, получив наименование готаланы. Венецианский купец Иосиф Барбаро (15 век) писал: "...За Каффой, по изгибу берега, находится Готия, за ней - Алания. Первыми в этом месте были аланы, затем пришли готы; они завоевали эти страны и смешали своё имя с именем аланов. ...ввиду смешения одного племени с другим они называют себя готаланами." Как видно из этого описания, данный антропологический и культурный комплекс должен был сохраниться и на Южном берегу Крыма.

Ялыбойлю - особая культурная и антропологическая группа крымцев

Южнобережные татары имеют больший, чем другие группы рост, а также большую высоту черепа и длину глазной щели. В расовом отношении южнобережные татары принадлежат к южноевропейской (средиземноморской) расе и внешне похожи на греков, итальянцев, турок. Однако встречаются отдельные представители этой группы с ярко выраженными чертами "североевропейского" типа (светлая кожа, светлые волосы, голубые глаза). Например, жители деревни Кучук-Ламбат (ныне Кипарисное) и Никита относились именно к этому типу.

О происхождении этого расового комплекса от готаланов уже выше сказано. Однако среди большинства южнобережных татар всё же преобладали южноевропейские расовые признаки в различных его вариациях.

Густов Радде так охарактеризовал южнобережных татар: "Они высокого роста и крепкого телосложения; цвет лица у них смуглый, но не желтый, как у ногайцев; лицо продолговатое и приятное; нос прямой, нередко греческий или римский; волосы и глаза черные."

Интересный антропологический комплекс среди населения Южнобережья во время своих путешествий по Крыму обнаружил Паллас: "Жители Кикинеиза, Лимены и Семеиса - отличаются своей странной и необыкновенной наружностью. Очень длинное лицо, длинный и горбатый нос с удлиненной, приплюснутой у висков головой придают им смешной вид. Татары, обитающие здесь (в Алупке), имеют сходство с симеизскими и лименскими: тот же удивительное строение головы и лица, светлые или каштановые волосы, что редко встречается у крымских татар, так же как у греков или турок." Паллас высказал предположение, что это возможно потомки генуэзцев, хотя, как уже отмечалось выше, обычай деформации головы характерен как раз для исконного сармато-аланского населения Крыма.

Южный Берег Крыма вплоть до Кючук-Карнайджийского договора (1778 г.) входил сначала  в состав генуэзских колоний, потом Османской империи, и не подчинялся крымским ханам. Потомки генуэзцев также оказали влияние на формирование горно-прибрежной группы крымцев. Иоганн Тунманн (18 век) отмечал, что на расстоянии 1 мили от Бахчисарая в селении Сорташ проживают потомки различных генуэзских родов - Дория Гримальди, Спинола и другие. Эти земли им были дарованы турецким султаном после завоевания Кафы.

Турецкий путешественник 17 века Эвлия Челеби о населении Южного Берега Крыма оставил следующее описание: "Народ тамошний - это народы греков и лазов (прим.: лазы - субэтнос грузин-картвелов, проживающий на черноморском побережье в пределах современной Турции), говорящих между собой по гречески, но имеют другой язык и выражения... не язык иудейский или язык народов аланов...когда они между собой разговаривают, человек весьма удивляется (скорее всего, данный отрывок относится к готам)." Тот же автор отмечает, что ханская гвардия - "капыкулы", расселённая в районе Бахчисарая (горный Крым), состояла из кавказских народов: ... однако они не татары, но потомки абхазов, черкесов и грузин."

Другим кавказским компонентом в населении Крыма были армяне. Причём, в Крым армянские переселенцы начали проникать ещё с 8 века. Наиболее массовый поток их устремился на Крымский полуостров в 13 веке, после разрушения монголами древней столицы Армении Ани. В основном они селились в городах и сёлах восточного Крыма: Каффа, Солхат (Старый Крым), Карасубазар (Белогорск). Армяне составляли большинство населения Каффы (46 тыс. из 70 тысячного населения), которая становится их культурно-религиозным центром за пределами исторической Армении. Начиная с 14 века в европейских хрониках за Восточным Крымом закрепилось даже название - Морская Армения.

Монастырь Сурб-Хач (около Старого Крыма) становится религиозным центром для армян всей Восточной Европы. Любопытны писменные источники армян того периода (14 в.), характеризующие этнические и культурные процессы среди населения, населявшего в то время Крым. Судебные книги и переписка купцов написаны армянским письмом, но на тюркском (кипчакском) языке. Лингвисты выделяют особый армяно-кипчакский язык (тюркский в основе, но включавший в себя грецизмы, арменизмы и германизмы). Этим же языком армяне пользовались и в повседневной жизни, на родном же языке велось лишь богослужение.

Ещё один значительный пласт в населении Южного берега составляли малоазийские тюрки (огузы): об этом сообщают Гийом Рубрук и арабский путешественник Ибн-Батута (13 в.), а в греческом синаксарии Судака (того же периода) упоминается множество христиан с тюркскими именами. Особенно много переселялось в Причерноморье ремесленников-огузов, в которых остро нуждались развивающиеся города Крыма.

Христианский и шиитский пласт в истории крымцев

Поразительное описание культуры прибрежного Крыма оставил Ибн-Батута, побывавший в Керчи: "Я увидел церковь, направился к ней, застал в ней монаха, и на одной из стен увидел изображение мужчины арабского в чалме, опоясанного мечом и с копьём в руке. Перед ним горела лампада. Я сказал монаху: "Что это за изображение?" Он ответил: "Это изображение пророка Али", - и я удивился ответу его" (Тизенгаузен, 1884, с.279).

По мнению Сидоренко В.А. ("Тюркские народы Крыма" М.: "Наука", 2003) это свидетельствует о мусульманско-христианском двоеверии, что также не лишено основания, но больше говорит о факте присутствия в Крыму значительного числа мусульман-шиитов (приверженцев имама Али), для которых характерен значительный религиозный синкретизм.

Тот же Сидоренко отмечает, что массовая эмиграция огузов в Румелию и Северное Причерноморье была вызвана подавлением в Турции шиитского восстания Баба-Исхака (1239 г.), выступившего под лозунгами социальной справедливости и прихода власти махди - мессии из рода Али.

Особенно значительна была миграция огузского рода тахтаджи. Любопытно то, что под этим этнонимом в современной Турции известны тюрки алавиты (нусайриты), для религии которых характерно обожествление как имама Али, так и Христа, и отмечающих все основные христианские праздники - Рождество и Пасху. (Прим. Нусайриты - это "радикальная шиитская секта", близкая али-иллахам и исмаилитам, распространённая в основном в Сирии и Ливане).

Какие же факты ещё могут говорить о шиитском влиянии на религиозные представления крымцев?

Подобных фактов в современной культуре крымскотатарского населения осталось немного, но они есть. Один из них - это празднование одого из главных шиитских праздников - Ашура, "День Поминовения Пророков и Посланников Аллаха". У крымских татар праздник носит название Ашир-Куню!

Этот день отмечается и среди ортодоксальных мусульман (суннитов), но не носит траурной окраски: "В этот день родился пророк Ибрахим, вознесся на небо пророк Иса (Иисус), спасся от преследования фараона пророк Муса..." У шиитов праздник имеет траурную окраску - день поминовения внука пророка Мухаммеда, и сына Али, имама аль-Хусейна ибн Али (626 - 680 гг.). Эта особенность присуща и крымским татарам (конечно же, без крайних проявлений траура, как в Иране или Ираке): после праздничной трапезы обязательно произносилась молитва: "За упокой души Асана, Усеина."

Почему же нет других культурно-исторических фактов о присутствии шиитов в Крыму?

Как известно, одной из главных особенностей оппозиционного шиитского ислама была "такийя" - сокрытие своей веры от непосвящённых. Показательно, что значительная часть исмаилитов Синда (Индия) после утраты духовной и политической связи со своим имамов, спустя несколько поколений, обратилась в суннизм, в значительной мере утратив особенности своего вероисповедания. Тот же процесс мог произойти и в Крыму - после вхождения всей территории Крыма, включая бывшие османские владения, в состав Крымского ханства (суннитский ислам), а затем и Российской империи. Непонимание специфики региона и исламских традиций со стороны царского правительства вызвала значительную эмиграцию с полуострова.

Ещё один факт заставляет задуматься! В.А. Сидоренко отмечает: в фирмане последнего крымского хана Шагин-Гирея предусматриается налог на иноверческое население?! Откуда взялись в 1783 г. иноверцы (христиане?) в Крыму, если незадолго до этого, в 1778 г., из Крыма было выселено всё христианское население (греки-румеи, греки-урумы и армяне)? В камеральном описании Крыма, составленным генерал-порутчиком Ингельстромом значится 1042 двора иноверцев, проживающих в горной части Крыма.

В преданиях греков Приазовья (переселенцев из Крыма) отмечается, что процесс был болезненным и многие были вынуждены принять ислам, чтобы не покидать родину. Схожие факты можно узнать и от современных представителей старого поколения крымских татар, говорящих о том, что их предками были греки. То есть часть греков сменила религию и поэтому никак не могла оказаться в числе иноверцев. Стоит оговориться, что под понятием грек в средневековом Крыму понималось население исповедующее греческое православие, среди которого, как уже отмечалось, были и потомки алан, и готов, и тюрков (кипчаки, огузы).

Таким образом, вопрос остаётся открытым - кого в фирмане подразумевали под иноверческим населением? Возможно, это и есть оставшиеся на полуострове мусульмане-шииты... Общеизвестено, что ортодоксальное суннитское духовенство отрицательно относится к шиитам, а ряд направлений (нусайриты, исмаилиты, ахл-и-хакк) откровенно подвергались преследованиям даже в Иране (со стороны шиитов-имамитов).

Скорее всего, к 20 столетию шиитское население Крыма ассимилировалось, приняло суннитский ислам, или отчасти покинуло полуостров с одним из многочисленных потоков мигрантов, оставив незначительный культурный след на полуострове.

Интересен тот факт, что помимо тахтаджей, в современной Турции, шиизм исповедуют также и потомки балканских тюрков, в число которых могли попасть и выходцы из Крыма (эмиграция татар из Крыма была направлена не только на территорию современной Турецкой республики, но и в Румынию и Болгарию).

Удивительным явлением на полуострове, о котором упоминают многие исследователи (М.А. Араджиони, В.А. Сидоренко), является мусульманско-христианское двоеверие среди населения Горного Крыма. В рамках одной семьи были как христиане, так и мусульмане. В книге судейских решений Мангупского кадылыка (17 век) зафиксировано: "Мусульманка Фатьма из с. Богатырь, дочь Гавриила, просила, чтобы из её дома христиане вынесли крест, оставшийся после отца, и этот крест был перенесён в дом христианки Вении, дочери Мухаммеда..." (М.А. Араджиони, "Крымские греки").

Суфийские ордена, имевшие распространение на территории Крымского ханства (мевлеви, джельветия, накшбенди и др.), имели также неортодоксальные взляды на ислам. На вопрос Эвлия Челеби об отце пророка Мухаммеда дервиши Акмесджида (сов. Симферополь) ответили: "...мать Иисуса, пророка казаков, воюющих с нами, была Мать Мария, и наши казаки любят Его доброго отца."

И не случайно, что многие традиции крымцев имеют черты христианской культурой: 6 мая отмечался празник Хадырлёз (праздник святого Хадыра и Ильяса), совпадавший с празднованием у христиан дня Св. Георгия и Ильи; день зимнего солнцестояния - Йыл Геджеси, или Календа (у южнобережных татар) повторяет во многих чертах христианское Рождество; многие праздники отмечались совместно с соседями христианами и традиционно заканчивались коллективным танцем - "хоран" (общим как для крымских татар, так и для современных приазовских греков).

Примечательным явлением является и то, что многие крымские ханы давали деньги на поддержания христианских монастырей (Успенский монастырь) и на постойку церквей, что говорит о существенной веротерпимости (как принято сегодня говорить - толерантности) среди населения Крыма.

Заслуживает внимания другое: по приказу атамана Ивана Сирко (1653 г.) были убиты 3 тысячи русских невольников, которых он освободил из плена. Пленники не пожелали возвращаться на родину (уходить из Крыма). Тогда атаман, исходя из своим религиозным убеждения, казнил все три тысячи человек, - чтобы "спасти их от Страшного Суда".

Многие "невольники" в Крыму принимали мусульманство и их отдельные поселения фиксировались даже в начале 20 века .

Современная ситуация в Крыму

Завершая этнографичекое описание крымских татар, необходимо добавить, что, исходя из доступных нам статистических данных о современном крымскотатарском населении полуострова, большинство ныне живущих в Крыму репатриантов-крымцев являются потомками именно горных и южнобережных татар, и лишь 13% прибывших на полуостров являются выходцами из Степного Крыма: Евпатория, Джанкой, Белогорский и Сакский районы (В.В. Степанов, "Тюркские народы Крыма"; М.: "Наука", 2003).

В ходе эммиграции крымских татар 18-19 вв. значительная часть степного Крыма была практически лишена коренного населения. Чтобы вернуть эти земли в экономический оборот Российской империи, царским правительством было принято решение о переселение на "освободившиеся" земли безземельных горных татар, а также крестьян из России и Украины.

Таким образом, часть населения степного Крыма является также потомками горных и прибрежных татар.

Интересные исследования были проведены в 1997-1998 гг. среди крымскотатарского и ногайского населения современной Турции Хенриком Янковским (Польша). Несмотря на то, что в настоящее время принято объединять ногайское и крымскотатарское население Крыма в один народ, в Турции в ходе исследований были отмечены некоторые отличия в самосознании двух групп (несмотря на многовековые связи двух народов). Как правило, в Турции они расселены отдельными поселениями (провинции: Анкара, Конья, Эскишехир, Адана).

Некоторые ногайцы заявляют, что они не имеют ничего общего с Крымом, а являются выходцами "из Москвы", "с Кавказа", "с Волги" или "с Кубани".

В свою очередь среди крымцев принято несколько высокомерное отношение к ногайцам, которых они называют - "ат эти ашагъан арам ногъай", т.е. "грешниками - ногайцами, которые едят конину". Как одна, так и другая, группа постепенно утрачивают родной язык, на котором разговаривает в основном старое поколение.

Кроме татарских и ногайских сёл, в Турции есть ещё и поселения крымских цыган, также говорящих на крымскотатарском языке. Парадоксально, но крымские татары, проживающие в Турции, считают, что именно у цыган татарский язык сохранился особенно хорошо...

Все перечисленные факты говорят о том, что попытки внести вражду между крымцами и другими народами Крыма, а также радикализировать ислам среди кымских татар, исторически и культурно не состоятельны. Детальное изучение истории Крыма (многие факты взаимоотношения Крыма с Россией и Турцией, просто, не афишировались) тоже дают повод к размышлениям...

Источники: "Тюркские народы Крыма" М.: "Наука", 2003; turkolog.narod.ru/info/crt-73.ht.

© При использовании материала ссылка на сайт обязательна!

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100