Перейти на карту мира (главную страницу)... Перейти на региона мира... Контакты с администрацией сайта...

Йемен

Население

Религии

Исмаилиты (ismaili) / История Фатимидского халифата

Исмаилитский даи Абу Абдаллах под лозунгами справедливого устройства общества и пришествия Махди (Мессии) поднял на борьбу берберов кутама на Среднем Магрибе (Малая Кабилия). К 903 году Абдаллах решился на завоевание Ифрикии (современный Тунис). После того, как вся Кабилия оказалась во власти исмаилитов кутама Абу Абдаллах приступил к систематическим наступательным операциям на Тубну и другие города Ифрикии. К 908 году армия берберов кутама овладела полностью этим районом и вошла в столицу Аглабидов (ставленники багдадских Аббасидов) - г. Кайруан.

Абу Абдаллах сразу же поставил новых правителей в каждый город и ввёл шиитский призыв к молитве. В делах дава ему помогал его старший брат даи Аббу-л-Аббас. В хутбах на пятничной церемонии он добавил благословление "ахл-ал-байт" (люди дома Али), не упомянув имя ал-Махди. В первый же год правления были отчеканены монеты, возвещавшие о появлении "Божественного доказательства" (худжжат Аллах - синоним слова "имам").

Обеспечив контроль над Ифрикией, в июне 909 года Абу Абдаллах отправился в поход против хариджитов Рустамидов в Сиджилмасу (оазис на востоке Марокко). После взятия Сиджильмасы в августе 909 г. берберы кутама на особой церемонии длившейся несколько дней провозгласили власть халифа ал-Махди, халифа Фатимида (из рода Али).

Однако, на этом отрезке фатимидской истории мы вступаем в полосу тайн и загадок! До сих пор неясно, - кто же стал первым халифом Фатимидов?

По низаритской официальной версии (или легенде) в 905 г. в Сиджильмасу под видом купца прибыл "скрытый" имам исмаилитов Абдаллах ал-Махди, который бежал в Магриб из Сирии после неудавшегося восстания бедуинов исмаилитов в Саламии (это восстание он почему-то не поддержал). В Сиджильмасе Абдаллах был заключён в тюрьму (за два месяца до прихода берберов кутама) - откуда его благополучно освободил Абу Абдаллах и провозгласил имамом.

Возникают вопросы на которые данная версия не даёт однозначных ответов: почему "скрытый" имам сразу не прибыл в Кабилию и не принял участия в борьбе берберов кутама, а удалился на тысячи километров в Сахару от места распространения исмаилитского дава?

Почему до этого Абу Абдаллах действовал в Ифрикии автономно, даже не упоминая имя Абдаллаха ал-Махди в хутбах?

Дальнейшая история Абу Абдаллаха, по официальной версии, не менее любопытна.

Через год после объявления власти халифа ал-Махди, Абу Абдаллах был казнён по приказу новоявленного халифа (Абдаллах ал-Махди): он был обвинён в заговоре против имама...

И это случилось при фактически неограниченной власти (безоговорочная поддержка со стороны берберской гвардии) в созданном им же государстве!?

Слишком много загадок и вопросов рождает это "историческое" описание.

Официальная версия очень похожа на хороший спектакль-маскарад, где, возможно, одно и тоже лицо одевает разные маски.

Однако, других исторических версий у нас на данный момент не имеется...

Дальнейшая история Фатимидского халифата зафиксирована более чётко.

К 921 году ал-Махди обосновался в новой столице - г. Махдийя, на берегу Средиземного моря. Постепенно халифат набирает силу и становится одной из сильнейших держав в Средиземноморье.

Тем временем, часть исмаилитских общин, получивших название "карматы", или "карамита" (по имени основателя - Хамдан Кармат), не признало божественность власти Фатимидов, и продолжало ожидать прихода "собственного" Мессии. Они образовали закрытые общины (дар ал-хиджра), построенные на принципах равенства (хотя и существовало патриархальное рабство) и коллективизма (ересеологи приписывают им обобществление жён и имущества). Карматы наводили ужас на многих правителей Ближнего Востока: основной их промысел, как утверждают средневековые источники, был разбой и военное дело (в 930 г. карматы подвергли разорению Мекку и похитили священный для всех мусульман "чёрный камень" Каабы). Карматы часто выступали в союзе с Фатимидами (например, взятие Египта проводилось при непосредственной поддержке карматов), признавая их как политических лидеров, но не как имамов. Хотя, так же часто, их интересы не совпадали. Они смогли создать собственное государство на Бахрейне (столица Ахса), просуществовавшее до 1077 года.

Следующей значительной вехой в истории Фатимидского халифата было завоевание Египта.

Для взятия "страны фараонов" халиф ал-Муизз снарядил более чем стотысячную армию (состоявшую из славянской гвардии и берберов кутама) и огромный флот, включавший грузовые корабли с зерном для голодающих жителей Египта.

Операцией по взятию Египта руководил мамлюк славянского происхождения - Джаухар.

В 973 г. столица халифата была перенесена в Египет: Муизз с гробами своих предков прибыл в новую столицу - Каир (Каир -"ал-Кахира ал-Муиззийа", или "Победоносная столица халифа ал-Муизза").

Халиф ал-Муизз был выдающейся личность, с авторитетом которого считались правители Европы и Азии. Халиф имел тесные отношения с византийскими императорами и даже пытался обратить Иоанна I Цимисхия в исмаилизм, послав ему книгу собственного сочинения. Он ежегодно получал в подарок соколов из Византии, Ирана, Армении и других стран. А в армии халифата считали за честь служить князья из многих стран мира: Сирии, Йемена, Нубии, Эфиопии, Испании, Индии, Армении, Рума и славянских земель.

Какая-то часть исмаилитов (во время его правления) пыталась провозгласить идею божественности ал-Муизза, но халиф эту мысль благоразумно отверг (однако, от этого соблазна не устоял халиф ал-Хаким).

Именно в этот период халифат Фатимидов вступил в фазу своего наивысшего могущества: под властью халифата находилась почти вся Северная Африка, Сирия, Палестина, Хиджаз (Мекка и Медина), красноморское побережье Африки, Сицилия и Южная Италия (Калабрия).

Фатимидам в значительной мере удалось реализовать свою социальную программу. Преобладающими формами собственности были кооперативная (товарищества ремесленников - "цеха-гильдии") и государственная. Земля сдавалась в долгосрочную аренду крестьянским общинам. Практиковалось государственное регулирование цен на товары первой необходимости. Египет и другие регионы вступили в полосу своего процветания: по сообщению Насир Хосрова торговые лавки и дома в Каире не закрывались и граждане не боялись за свою жизнь и собственность. Фатимидский динар имел хождение, как мировая валюта, в Азии, Европе и Африке.

Внутриполитическая ситуация также отличалась стабильностью. Вопреки общепринятому мнению, что Фатимиды практиковали религиозные репрессии, в халифате свободно жили христиане (в Египте их было большинство) разных конфессий, иудеи и мусульмане-сунниты. Халиф был главой верующих: он опирался и на христианское духовенство, и на иудейское. Последних, причём, он назначал собственным указом. В Каире находились резиденции коптского, мелькитского и армянского патриархов.

Исключением явился период правления халифа ал-Хакима. Уверовав в свою божественность, он отказался от всех традиционных обрядов ислама, признаваемых исмаилитами, перестал отправлять покрывало для Каабы и стал препятствовать совершению паломничества (хадж) в Мекку. Ввёл ряд ограничительных мер в отношении христиан и суннитов, а его последователи учиняли погромы в кварталах, населённых иноверцами.

Хаким ввёл запрет на выращивание винограда и изготовление вина, хотя при других халифах Египет славился своими виноградниками на весь Ближний Восток.

Были и другие не менее поразительные нововедения: запрет на появление женщин на улицах городов и указ о запрещении торгово-ремесленной деятельности в дневное время суток. Возможно эти удивительные указы были связаны с тем фактом, что халиф любил прогуливаться, инкогнито, по улицам ночного города...

Халиф ал-Хаким исчез таким же поразительным образом, как и правил страной: после одной из ночных прогулок по городу он внезапно пропал (тело не было найдено). Это случилось в 1021 году.

С этого момента последователи халифа ожидают его нового пришествия. Официальное исмаилитское дава осудило эти еретические взгляды, а последователи ал-Хакима переселились в горы Ливана, где в настоящее время известны как "друзы".

К концу 11 века фатимидская теократия перерождается в военно-олигархическую диктатуру. Это связано с ослаблением власти халифа ал-Мустансира и возвышением везира Бадра ал-Джамали - мамлюка армянского происхождения. Под управлением Бадра "икт" стал преобладающей формой собственности (государственная собственность стала переходить в частные руки), в стране стали хозяйничать группировки наёмников-мамлюков.

Давление со стороны христианских и суннитских соседей халифата, внутренняя анархия привели к тому, что в 1171 г. последний везир фатимидов Салах ат-Дин сверг своего халифа - ал-Адида.

К этому времени исмаилизм в Египте уже существовал в форме мустали-хафизи (имамами признавались потомки халифа ал-Хафиза). Это течение ещё какое-то время просуществовало в Египте, Сирии и Йемене.

В исторических хрониках имеются сообщения о восстаниях местных исмаилитов в Египте против власти Салах ат-Дина. Эти выступления были жестоко подавлены.

Наследники фатимидского престола были казнены, а оставшиеся в живых содержались в плену на протяжении нескольких поколений до 1272 года.

Использовались материалы книги Фархад Дафтари "Краткая история исмаилизма" М.:"Ладомир", 2004.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100